Лебедев Сергей предлагает Вам запомнить сайт «Российские тенденции»
Вы хотите запомнить сайт «Российские тенденции»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Основная статья: Серж Саргсян

Армения и Россия переводят ВТС на многофункциональный режим

Армения и Россия продолжают укреплять связи в военно-технической сфере. 19-22 января в Ереване состоялось очередное заседание российско-армянской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Со времени подписания в июне 2013 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества прошло более двух с половиной лет. Детализация режима ВТС, предусмотренная базовым документом, затянулась, однако Москва и Ереван смогли расширить оружейную кооперацию, не дожидаясь принятия межведомственных актов.

Заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ
21 декабря 2015 года
Фото: http://kremlin.ru


Договор 2013 года предусматривает взаимные поставки продукции военного назначения (ПВН) с такими же характеристиками и в такой же комплектации, как для собственных национальных вооружённых сил, иных войск, воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб России и Армении. Особую ценность для Армении имеет положение Договора, согласно которому поставки ПВН осуществляются по контрактам, заключаемым соответствующими организациями России и Армении без выдачи лицензий на ввоз (вывоз) оружейной номенклатуры. Для армянской стороны это означает привилегию заключать контракты напрямую с российскими производителями вооружения и военной техники (ВВТ). Кроме того, Договором была юридически закреплена сложившаяся ранее практика взаимодействия союзников, когда закупки Арменией ПВН производятся по внутрироссийским ценам.

Внушительная часть оружейных поставок из РФ в Армению осуществляется вне коммерческих контрактов – в привязке к перевооружению дислоцированной на армянской территории 102-й российской базы. Освобождающиеся в результате перевооружения ПВН зачастую передаются на баланс Министерства обороны Армении. Этот подход полностью соответствует действующим соглашениям между двумя странами, обязательствам России гарантировать безопасность Армении по всему периметру её государственных границ, членству Армении в общей с Россией региональной системе коллективной безопасности.

В 2010 году срок нахождения 102-й базы на армянской территории был увеличен на 49 лет с возможностью автоматического продления на последующие пятилетние периоды. Функциональная нагрузка базы в том же году была расширена до рамок совместного с Вооружёнными силами Армении обеспечения безопасности республики, при этом Россия оказывает союзнику содействие в поставках «современных и совместимых вооружений, военной (специальной) техники».

102-й базе ВС России уже придан многофункциональный характер. Помимо основного сухопутного компонента военного объекта, развёрнуты соединения армейской авиации и систем ПВО. По сведениям экспертов, обсуждается вопрос о создании при базе отдельного ракетного соединения с постановкой на боевое дежурство оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер».

Вопрос с «Искандерами» встал по-новому минувшим летом, когда Москва приняла решение выделить Еревану льготный кредит в 200 млн долларов на пополнение Вооружённых сил Армении новыми образцами ВВТ. Однако стоимость даже одного бригадного комплекта ОТРК больше суммы предоставленного кредита. Поэтому наиболее реальным путём появления «Искандеров» в Армении, причём в базовой версии комплексов («Искандер-М») с дальностью до 500 км, а не в экспортном варианте «Искандер-Э», бьющим лишь на 280 км, представляется именно создание отдельного ракетного соединения при 102-й российской военной базе.

Одним из итогов январского заседания армяно-российской межправкомиссии по ВТС стало решение открыть в республике многофункциональный сертифицированный центр обслуживания и ремонта военной техники, включая средства ПВО и военные вертолёты. В 2014 году на армянском аэродроме «Эребуни» под Ереваном, где дислоцируется авиагруппа 102-й базы, была сформирована эскадрилья вертолётов. Появление здесь армейской авиации Южного военного округа РФ в составе вертолётов Ми-24П, Ми-8МТ и Ми-8СМВ увеличило возможности прикрытия важных объектов с воздуха, оперативной переброски подразделений и грузов. Состав авиационного звена 102-й базы стал интенсивно пополняться винтокрылой техникой с конца 2015 года.

Проекты создания сертифицированных центров были выдвинуты ещё до заключения Арменией и Россией Договора по ВТС. Тогда они планировались в качестве отдельных кластеров техобслуживания, специализированных на конкретном виде военной техники. Так, Чаренцаванский станкостроительный завод и Уралвагонзавод в настоящее время реализуют заключённые в 2012 году контракты по обслуживанию и ремонту танков Т-72, другой бронетехники, состоящей на вооружении армянской армии. Обсуждается возможность поставок в республику запчастей, конструкторской документации, а также модернизации Т-72. Соответствующую проектную документацию по средствам ПВО договорились разработать российский концерн «Алмаз-Антей» и Минобороны Армении. На базе предприятия ЗАО «Патнеш» в армянском Раздане планируется наладить техническое сопровождение эксплуатации зенитно-ракетных комплексов С-300. К обслуживанию вертолётной линейки «Ми» в Армении подключилась российская «Объединённая промышленная корпорация "Оборонпром"». Осенью 2013 г. в Ереване открылся торгово-сервисный центр ЗАО «КамАЗ-Армения». Центр предназначен для реализации автомобилей КамАЗ и оригинальных запасных частей к ним, проведения ремонта, технического и гарантийного обслуживания, обучения специалистов эксплуатирующих организаций. Рабочая загрузка центра – обслуживание 300 единиц автотехники в год.

Намечается прогресс и в таких вопросах, как создание в Армении совместных с Россией оборонных предприятий, налаживание оборонной промышленностью республики с российской помощью производства некоторых видов боеприпасов, бронетанковой техники, сборки автомобилей на базе шасси КамАЗ.

Военно-техническое сотрудничество Армении и России подошло к ответственному этапу. Эта сфера всегда придавала особый импульс сближению стратегических партнёров. Необходимость развития двустороннего ВТС в условиях повышенных геополитических рисков и сохраняющейся угрозы новой войны в зоне карабахского конфликта будет только возрастать.

Михаил Агаджанян
24 января 2016 г.
http://www.fondsk.ru



Лебедев Сергей 27 янв 16, 19:54
+4 1

Боевая тревога вокруг Нагорного Карабаха

В течение последней недели ситуация вокруг Нагорного Карабаха и на армяно-азербайджанской границе существенно ухудшилась, подойдя к грани возобновления крупномасштабного вооружённого конфликта. Только 31 июля в результате столкновений в Нагорном Карабахе с обеих сторон погибли, по разным и, скорее всего, неполным данным, от 8 до 14 человек. Боевые столкновения продолжились и в последующие дни, затронув практически все участки де-факто государственной границы, включая и те, где на протяжении долгих лет сохранялось относительное спокойствие. Диверсионные вылазки с азербайджанской стороны, встретившие отпор армий Нагорного Карабаха и Армении, сменились обстрелами приграничных позиций армянских подразделений и армянских населённых пунктов, в том числе из крупнокалиберного стрелкового оружия и гранатомётов.



По данным армии обороны Нагорного Карабаха, в период с 27 июля по 2 августа азербайджанская сторона нарушила установленный с 1994 года режим перемирия 1500 раз…Министерство обороны Армении выступило с жёстким предупреждением в адрес Азербайджана, отметив, что в ходе «продолжающихся трёхдневных боёв» погибло как минимум 8 военнослужащих Азербайджана. По мнению наблюдателей, в ночь на 1 августа азербайджанские диверсанты понесли довольно крупные потери и решили «наверстать упущенное», хотя в целом и безуспешно. В бакинских СМИ появились сообщения о передислокации колонн с тяжелой техникой в приграничные с Арменией районы, об учащении разведывательных полётов вдоль линии фронта. Однако эффекта внезапности достичь не удалось, и «блицкриг» не состоялся. Это даёт некоторую надежду на то, что имевшие место инциденты всё же не перерастут в крупные военные столкновения.

Резкое обострение ситуации на границах Азербайджана с Арменией и Нагорным Карабахом выглядит как очередной этап попыток внешних сил дестабилизировать постсоветскую Евразию и поставить российскую дипломатию перед сложными дилеммами. Пассивное наблюдение за происходящим, отсутствие чёткого указания на деструктивный характер действий одной из сторон, взявшей курс на размораживание и расширение конфликта отнюдь не вчера, – всё это дало толчок к нынешнему обострению. Распространение в армянском обществе антироссийских настроений, вызванных сообщениями о сотрудничестве между Москвой и Баку в сфере ВТС при отсутствии внятной официальной информации на этот счёт, не ведёт и не может вести к появлению у России надёжного союзника в лице прикаспийского государства; об этом говорит, в частности, риторика контролируемых бакинских СМИ по поводу политики России в «крымском вопросе». Возникновение же показной напряжённости в отношениях между Баку и Вашингтоном явилось лишь одним из эпизодов ведущейся в регионе многослойной игры, изобилующей внезапными изгибами и резкими поворотами. Определённые группы давления в США, похоже, склоняются сейчас к открытию впритык к южным рубежам России нового фронта.

Дипломатическая артподготовка в виде нашумевших заявлений сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика и американского посла в Ереване Джона Хефферна уже сменилось давлением на ту из сторон, которую в Вашингтоне считают более слабой (эта тактика, кстати, повторяет действия США на украинском направлении). Напомним: американские дипломаты подчёркнуто акцентировали те положения так называемых мадридских принципов, которые заведомо неприемлемы для Армении и Нагорного Карабаха. Затем последовала волна беспрецедентного давления, связанная с незаконной, но отвечающей интересам США приватизацией Воротанского каскада ГЭС, по поводу которой правительство Армении внезапно «заупрямилось». После этого посольство США в Ереване адресовало армянской стороне демонстративно-наглое «предложение»: взять курс на сворачивание сотрудничества с Россией – основным военно-политическим союзником и торгово-экономическим партнёром Армении (1).

Одновременно стал создаваться информационный фон, который должен был продемонстрировать существенное улучшение российско-азербайджанских отношений, вплоть до возможного якобы вступления Азербайджана в Евразийский экономический союз (2). Поверить в последнее сложно, учитывая не только реальные проблемы создания ЕАЭС, но и то, что в самом Баку ещё никто не давал повода усомниться в приверженности Азербайджана «конструктивному диалогу» с заокеанской супердержавой, включая продвижение каспийского государства по пути евроатлантической интеграции и её практические последствия…

В то время как российский МИД отреагировал на обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха обтекаемым заявлением второстепенного чиновника, США торопятся взять инициативу в свои руки и готовятся использовать драматический рост напряжённости в регионе по максимуму. По утверждению официального представителя Госдепа Мари Харф, президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян должны «встретиться при первой же возможности», чтобы обсудить проблему Нагорного Карабаха. Разговоры о такой встрече – в Нью-Йорке (3) или Париже, чего добиваются американские и французские дипломаты, идут давно, и при этом никто особо не скрывает, что основная цель предлагаемой встречи – выдавить Россию из вялотекущего нагорно-карабахского «мирного процесса». Развёртывание конфликта в регионе по военному сценарию создаёт для этого предпосылки.

Да, сегодня, в условиях обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха, Вашингтон на словах призывает «все стороны к немедленным шагам по снижению напряженности и уважению соглашения о перемирии». Однако, как показывают события на Ближнем Востоке и на Украине, эти слова ничем не подкреплены, из них ничего не следует и они не должны вводить в заблуждение. В течение ряда лет при обсуждении перспектив военного «решения» нагорно-карабахского конфликта господствовал тезис: мол, международные посредники не дадут сторонам долго воевать. Гражданская война на Украине опровергла это утверждение – по крайней мере, в том, что касается Соединённых Штатов и Великобритании, которые не остановятся перед тем, чтобы сделать на гибели тысяч армян и азербайджанцев свой очередной кровавый гешефт. Возобновление масштабных военных действий может привести к окончательной дискредитации российской политики в Закавказье – и ссылаться при этом будут на то, что обе стороны конфликта используют российское оружие (4). Превращение данного региона в очаг дестабилизации аукнется на российской территории - по крайней мере, в местах компактного проживания выходцев из бывших советских республик Закавказья. Наконец, открытие нового фронта сильно осложнит взаимодействие Москвы и Тегерана – особенно в случае появления в степях близ Аракса «международных миротворческих контингентов».

Многие эксперты убеждены, что вслед за дестабилизацией Нагорного Карабаха, а возможно, и одновременно с ней последует обострение обстановки вокруг другого непризнанного государства – Приднестровья. Тирасполь уже сообщил о провокационных обстрелах со стороны соседней Украины. И многие опасаются, что это только начало. Объектами дестабилизации могут стать Крым, другие российские регионы, Южная Осетия, Абхазия, Центральная Азия. В этих условиях встаёт задача широкой мобилизации имеющихся у России политических и дипломатических ресурсов с целью предотвратить возникновение у её границ очередного крупномасштабного военного конфликта. А для этого необходимо чёткое разграничение между теми, кто стремится к политическому разрешению конфликта, и теми, кто делает ставку на его сознательное обострение. Необходимо также исключить случаи, при которых узкогрупповые интересы и коммерческая выгода начинают входить в противоречие с внешнеполитическими интересами страны. Так, достаточно широкий резонанс в Интернете вызвала информация о деятельности Ярославского завода дизельной аппаратуры, продолжающего как ни в чём не бывало поставлять в Харьков агрегаты для двигателей танков киевской хунты, которые стирают с лица земли города и посёлки Новороссии, убивая мирных людей. И это далеко не единственный пример такого рода…

Призывы к поддержанию мира и стабильности на Кавказе должны адресоваться, прежде всего, тем, кто этот и без того хрупкий мир (статус-кво) сознательно и последовательно торпедирует. И подкрепляться конкретными аргументами, избавляющими от иллюзий всех, склонных им предаваться (5). А «дипломатический туризм» по линии Минской группы ОБСЕ с повторением дежурных фраз, видимо, должен смениться более активной позицией России как самостоятельного субъекта внешнеполитической деятельности, обладающего для такой деятельности необходимыми ресурсами и политической волей.

…Как сообщил премьер-министр Армении Овик Абрамян, на 8 или 9 августа в Сочи запланирована встреча президентов Армении Сержа Саргсяна и Азербайджана Ильхама Алиева для проведения переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию. «Надеемся, что на встрече будут достигнуты договоренности, которые очень важны», – сказал Абрамян, призвав власти соседнего государства отказаться от вооружённых провокаций, которых Армения не боится, о чём говорит вся история нагорно-карабахского конфликта.

Примечания

(1) Министр иностранных дел Армении Э. Налбандян подтвердил последовательный характер курса Еревана на вступление в ЕАЭС, отвечающего национальным интересам республики. Однако США будут настойчиво тормозить этот процесс, в том числе используя механизмы ВТО и выдвигая на роль «несговорчивого партнёра» Украину.

(2) Некоторые пользователи социальной сети Facebook принялись объяснять диверсионную активность азербайджанской армии тем, что, мол, с Россией всё согласовано и Баку для Москвы якобы стал более предпочтительным партнёром, нежели Ереван. Такие «вбросы» говорят о масштабном характере начавшейся дезинформационной кампании.

(3) Не раньше сентября, в рамках очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН.

(4) По оценке С. Маркедонова, в ходе ряда экспертных обсуждений карабахского вопроса статус России как посредника подвергался сомнению, причём использовались следующие аргументы. Во-первых, пересмотр статуса Крыма Запад считает нарушением Хельсинкских соглашений, создающим опасный прецедент. Во-вторых, Москву обвиняют в параллельном военном сотрудничестве с Арменией и Азербайджаном, то есть в вооружении двух сторон конфликта. В-третьих, Россию делают ответственной за сохранение статус-кво, что, дескать, нежелательно и даже нетерпимо. Москву также, ссылаясь на её отказ прессинговать Армению как своего стратегического союзника, обвиняют в пассивности и отсутствии интереса к установлению мира.

(5) В конце концов, возобновление военных действий вряд ли отвечает интересам местных и иностранных компаний, вовлечённых в крупные, в том числе трансграничные, проекты на территории Азербайджана.

Дмитрий Нефедов
4 августа 2014 г.
http://www.fondsk.ru



Лебедев Сергей 6 авг 14, 11:37
+2 13

Бишкек: в центре внимания - Афганистан

В саммите приняли участие президент России Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, президент Таджикистана Эмомали Рахмон и генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Как сообщил МИД Армении, президент Серж Саргсян не прибыл в Бишкек в связи с отмечаемым в стране 28 мая Днем первой республики.



В ходе встречи обсуждались вопросы дальнейшего развития системы коллективной безопасности и совершенствования совместной оперативной и боевой подготовки коллективных сил ОДКБ. Особое внимание было уделено мерам противодействия угрозам, исходящим с территории Афганистана - с учетом предстоящего в 2014 году вывода из этой страны международных сил. Речь шла также об укреплении таджико-афганской границы, мерах борьбы с наркотрафиком и экстремизмом.

ОДКБ играет заметную роль в обеспечении стабильности в зоне своей ответственности, на это нацелена деятельность её политических и военных структур, прежде всего Коллективных сил оперативного реагирования и миротворческих сил, подчеркнул в своем выступлении В. Путин. «В ОДКБ регулярно проходят операции в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, преступлениями в информационной сфере, а также совместные военные учения, - напомнил он участникам неформального саммита. - В прошлом году состоялись крупные учения «Взаимодействие-2012» в Армении и маневры миротворческого контингента в Казахстане. В этом году учения КСОР пройдут в Белоруссии, а миротворцы будут тренироваться в России на полигоне Чебаркуль в Челябинской области в октябре». Президент России предложил оценить развитие ситуации в Афганистане и понять, «что мы должны вместе сделать для того, чтобы реагировать на изменения ситуации там, с тем чтобы безусловно обеспечить безопасность наших стран и наших народов».

Предложение президента России было поддержано. «Несмотря на неформальный характер саммита, наша встреча имеет конкретное, практическое наполнение», - подчеркнул глава Киргизии Алмазбек Атамбаев. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон также указал на важность афганской проблемы.

«Чем ближе к 2014 году, к выводу из Афганистана сил международной коалиции, тем большее место ситуация в этой стране занимает в международной повестке, - заявил корреспонденту газеты «Коммерсант» полномочный представитель России при ОДКБ Игорь Лякин-Фролов накануне переговоров. - Трудно сказать, что произойдет в будущем. Напряженность может возрасти, а угрозы, исходящие из Афганистана - обостриться и захлестнуть соседние регионы, в том числе и страны ОДКБ». Сообщается, что эксперты ОДКБ разработали различные сценарии развития ситуации в Афганистане на период после вывода оттуда большей части натовского и американского контингентов. Впрочем, как объявил на минувшей неделе генеральный секретарь организации Н. Бордюжа, самый реалистичный прогноз - негативный.

С этой оценкой согласен и специальный представитель президента России по Афганистану Замир Кабулов. «Если задача повышения боеспособности афганских национальных сил безопасности не будет решена - а положение дел оптимизма не вызывает - весьма вероятен рост влияния экстремистов, что чревато различными потрясениями вплоть до гражданской войны и раскола страны по этническому признаку», - заявлял он недавно.

Сегодня только 7 процентов частей афганской армии и 9 процентов частей полиции, по американским оценкам, имеют достаточный уровень подготовки, чтобы действовать самостоятельно при минимальной поддержке со стороны международных сил, пояснил З. Кабулов. «Каждые три из десяти новобранцев Афганской национальной армии ежемесячно дезертируют, гибнут, получают ранения или попадают в плен, - отметил он. - Количество дезертиров за последние три года превысило 63 тысячи - это треть армии!».

После выступлений глав государств с приветственным словом дальнейшая часть саммита проходила в закрытом режиме. По итогам неформального саммита Н. Бордюжа сообщил, что лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности приняли решения, направленные на обеспечение стабильности в Центрально-Азиатском регионе в связи с предстоящим выводом войск НАТО из Афганистана. Как он добавил, речь, в том числе, идет о военной составляющей сотрудничества стран ОДКБ, а также об оказании поддержки властям Афганистана. «Обсуждались вопросы усиления охраны государственной границы, ее обустройства, помощи в обеспечении Коллективных сил оперативного реагировании современными образцами вооружения и техники, а также взаимодействие соответствующих служб по борьбе с экстремистскими проявлениями», - сказал Н. Бордюжа.

Ранее пресса сообщала, что В. Путин приготовил к саммиту «ряд прорывных шагов», которые в ближайшее время должны значительно уменьшить транзит героина и других наркотиков из Афганистана в Россию и другие страны ОДКБ.

По материалам СМИ
28 мая 2013 г.
http://www.stoletie.ru



Лебедев Сергей 30 май 13, 00:28
+22 13
Показаны все темы: 3
Запомнить

Последние комментарии

Леонид Губанов
Сергей Дмитриев
Гарий Щерба
Пора давно уж надо братьса ПУТИНУ за Татарстан......!!!!!!!!
Гарий Щерба Раис Сулейманов: влияние Турции в Татарстане
Андрей Борсаков
andre
виталий полиэктов
Виктор ! Куда уж циничнее ! Все может изменится !
виталий полиэктов Иран: стратегия «экономики сопротивления»
Виктор Онегин
виталий полиэктов
Эдуард Филиппов
Игорь Костоглод