Лебедев Сергей предлагает Вам запомнить сайт «Российские тенденции»
Вы хотите запомнить сайт «Российские тенденции»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Основная статья: ОДКБ

Армения и Россия переводят ВТС на многофункциональный режим

Армения и Россия продолжают укреплять связи в военно-технической сфере. 19-22 января в Ереване состоялось очередное заседание российско-армянской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Со времени подписания в июне 2013 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества прошло более двух с половиной лет. Детализация режима ВТС, предусмотренная базовым документом, затянулась, однако Москва и Ереван смогли расширить оружейную кооперацию, не дожидаясь принятия межведомственных актов.

Заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ
21 декабря 2015 года
Фото: http://kremlin.ru


Договор 2013 года предусматривает взаимные поставки продукции военного назначения (ПВН) с такими же характеристиками и в такой же комплектации, как для собственных национальных вооружённых сил, иных войск, воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб России и Армении. Особую ценность для Армении имеет положение Договора, согласно которому поставки ПВН осуществляются по контрактам, заключаемым соответствующими организациями России и Армении без выдачи лицензий на ввоз (вывоз) оружейной номенклатуры. Для армянской стороны это означает привилегию заключать контракты напрямую с российскими производителями вооружения и военной техники (ВВТ). Кроме того, Договором была юридически закреплена сложившаяся ранее практика взаимодействия союзников, когда закупки Арменией ПВН производятся по внутрироссийским ценам.

Внушительная часть оружейных поставок из РФ в Армению осуществляется вне коммерческих контрактов – в привязке к перевооружению дислоцированной на армянской территории 102-й российской базы. Освобождающиеся в результате перевооружения ПВН зачастую передаются на баланс Министерства обороны Армении. Этот подход полностью соответствует действующим соглашениям между двумя странами, обязательствам России гарантировать безопасность Армении по всему периметру её государственных границ, членству Армении в общей с Россией региональной системе коллективной безопасности.

В 2010 году срок нахождения 102-й базы на армянской территории был увеличен на 49 лет с возможностью автоматического продления на последующие пятилетние периоды. Функциональная нагрузка базы в том же году была расширена до рамок совместного с Вооружёнными силами Армении обеспечения безопасности республики, при этом Россия оказывает союзнику содействие в поставках «современных и совместимых вооружений, военной (специальной) техники».

102-й базе ВС России уже придан многофункциональный характер. Помимо основного сухопутного компонента военного объекта, развёрнуты соединения армейской авиации и систем ПВО. По сведениям экспертов, обсуждается вопрос о создании при базе отдельного ракетного соединения с постановкой на боевое дежурство оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер».

Вопрос с «Искандерами» встал по-новому минувшим летом, когда Москва приняла решение выделить Еревану льготный кредит в 200 млн долларов на пополнение Вооружённых сил Армении новыми образцами ВВТ. Однако стоимость даже одного бригадного комплекта ОТРК больше суммы предоставленного кредита. Поэтому наиболее реальным путём появления «Искандеров» в Армении, причём в базовой версии комплексов («Искандер-М») с дальностью до 500 км, а не в экспортном варианте «Искандер-Э», бьющим лишь на 280 км, представляется именно создание отдельного ракетного соединения при 102-й российской военной базе.

Одним из итогов январского заседания армяно-российской межправкомиссии по ВТС стало решение открыть в республике многофункциональный сертифицированный центр обслуживания и ремонта военной техники, включая средства ПВО и военные вертолёты. В 2014 году на армянском аэродроме «Эребуни» под Ереваном, где дислоцируется авиагруппа 102-й базы, была сформирована эскадрилья вертолётов. Появление здесь армейской авиации Южного военного округа РФ в составе вертолётов Ми-24П, Ми-8МТ и Ми-8СМВ увеличило возможности прикрытия важных объектов с воздуха, оперативной переброски подразделений и грузов. Состав авиационного звена 102-й базы стал интенсивно пополняться винтокрылой техникой с конца 2015 года.

Проекты создания сертифицированных центров были выдвинуты ещё до заключения Арменией и Россией Договора по ВТС. Тогда они планировались в качестве отдельных кластеров техобслуживания, специализированных на конкретном виде военной техники. Так, Чаренцаванский станкостроительный завод и Уралвагонзавод в настоящее время реализуют заключённые в 2012 году контракты по обслуживанию и ремонту танков Т-72, другой бронетехники, состоящей на вооружении армянской армии. Обсуждается возможность поставок в республику запчастей, конструкторской документации, а также модернизации Т-72. Соответствующую проектную документацию по средствам ПВО договорились разработать российский концерн «Алмаз-Антей» и Минобороны Армении. На базе предприятия ЗАО «Патнеш» в армянском Раздане планируется наладить техническое сопровождение эксплуатации зенитно-ракетных комплексов С-300. К обслуживанию вертолётной линейки «Ми» в Армении подключилась российская «Объединённая промышленная корпорация "Оборонпром"». Осенью 2013 г. в Ереване открылся торгово-сервисный центр ЗАО «КамАЗ-Армения». Центр предназначен для реализации автомобилей КамАЗ и оригинальных запасных частей к ним, проведения ремонта, технического и гарантийного обслуживания, обучения специалистов эксплуатирующих организаций. Рабочая загрузка центра – обслуживание 300 единиц автотехники в год.

Намечается прогресс и в таких вопросах, как создание в Армении совместных с Россией оборонных предприятий, налаживание оборонной промышленностью республики с российской помощью производства некоторых видов боеприпасов, бронетанковой техники, сборки автомобилей на базе шасси КамАЗ.

Военно-техническое сотрудничество Армении и России подошло к ответственному этапу. Эта сфера всегда придавала особый импульс сближению стратегических партнёров. Необходимость развития двустороннего ВТС в условиях повышенных геополитических рисков и сохраняющейся угрозы новой войны в зоне карабахского конфликта будет только возрастать.

Михаил Агаджанян
24 января 2016 г.
http://www.fondsk.ru



Лебедев Сергей 27 янв 16, 19:54
+4 1

Великая российско-китайская киберстена

В последнее время проблемы кибербезопасности приобретают все большее значение в контексте обеспечения национальной безопасности России. Комплекс вопросов, связанных с защитой информационных ресурсов, становится все более актуальным в российской внешней и внутренней политике. Есть основания полагать, что проблематика информационной безопасности превращается в неотъемлемый элемент дипломатических усилий, предпринимаемых нашей страной на украинском направлении.



Среди множества внешне- и внутриполитических аспектов, образующих комплекс проблем информационной безопасности, особое значение имеют следующие: международное взаимодействие в области глобального управления Интернетом; обеспечение безопасности национальных информационных ресурсов; государственная информационная политика; развитие научно-технического потенциала; разработка национальных и международных инструментов противодействия угрозам человеку, обществу, бизнесу и государству в информационном пространстве.

В ходе состоявшегося 1 октября 2014 г. заседания Совета Безопасности президент России В. Путин акцентировал внимание на приоритетности вопросов противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере.

По многим из упомянутых президентом приоритетов у России есть достаточно серьезные противоречия с ключевыми мировыми партнерами. Вместе с тем Россию поддерживают другие ведущие субъекты международных отношений, в первую очередь Китай. Более того, именно правительство КНР обладает уникальным опытом государственного регулирования национального сегмента Интернета. В Китае введены жесткие нормы государственного регулирования интернет-коммуникаций, ограничен доступ ко многим сайтам, активно действует «Великая китайская огненная стена» («Great Chinese Firewall»), позволяющая органам государственного управления фильтровать практически весь входящий и исходящий трафик.

В осложнившейся международно-политической обстановке особую актуальность приобрели вопросы защиты российского сегмента Интернета. Важно отметить, что официальная позиция китайских властей по данному вопросу очень близка позиции России. Правительство КНР стремится сохранить государственное влияние внутри китайского сегмента Интернета. Такая политика невозможна в условиях международного управления Интернетом, основанного на американских предложениях. Российские предложения, напротив, гарантируют больше полномочий национальному правительству по регулированию национального сегмента Интернета.

Примечательно, что в контексте обсуждения данного вопроса президент В. Путин неоднократно использовал термин «информационный суверенитет». В мировой юридической и политической литературе это понятие встречается крайне редко и трактуется по-разному. Вместе с тем очевидно, что определенные информационные и технологические ресурсы могут быть отнесены к категории национального суверенитета и нуждаются в государственной защите.

В качестве еще одного приоритета было названо расширение сотрудничества в сфере обеспечения международной информационной безопасности. В рамках данного направления российская дипломатия достигла определенных успехов, несмотря на достаточно серьезные противоречия с некоторыми важнейшими международными партнерами, прежде всего, с Соединенными Штатами.

Как представляется, Россия вынуждена пересмотреть позицию по вопросам международной информационной безопасности (МИБ) в связи с заявлениями американских властей относительно передачи функции управления Интернетом международной организации.

Несомненным успехом российской дипломатии можно считать тот факт, что на протяжении многих лет резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», в которой отражены российские идеи о МИБ, принималась в Генеральной Ассамблее ООН консенсусом, несмотря на американскую оппозицию.

Позиция России нашла отражение не только в декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. В декабре 2012 г. в ходе Всемирной конференции по международной электросвязи была предпринята очередная попытка реформирования глобальной системы управления Интернетом. Итоговый документ конференции существенно расширил полномочия органов государственного управления в сфере регулирования Интернета, а, следовательно, и глобального управления информационным пространством. Принятие этого документа вызвало серьезное недовольство американских законодателей. Накануне форума Конгресс США единогласно принял резолюцию, осуждающую расширение полномочий государства в сфере информации. Т. Крамер, возглавлявший американскую делегацию, назвал российские предложения по реформированию Международного союза электросвязи (МСЭ) «самым большим разочарованием по сравнению с предложениями других стран» и заявил, что будет активно им противодействовать.

В то время, когда российско-американский конфликт еще только назревал, заместитель министра торговли США Лоуренс Стриклинг заявил, что Соединенные Штаты предлагают Корпорации по присвоению имен и номеров в Интернете (ИКАНН) приступить к разработке плана по передаче функций управления Интернетом международной организации. В заявлении подчеркивалось, что система управления Интернетом должна носить многосторонний характер (multistakeholder model of internet governance). Судя по всему, речь шла об участии в управлении Интернетом не только государств, но и других международных акторов.

Противоречия по этому вопросу проявились и в ходе очередной конференции МСЭ в 2014 г. Представители американской делегации выразили надежду на то, что голосование по вопросу управления Интернетом будет отложено, так как, по их мнению, это позволило бы выработать приемлемое для всех заинтересованных сторон решение.

Весной 2014 г. в ходе саммита США–ЕС американские дипломаты уже выступали с предложением, которое можно расценивать как попытку расколоть возглавляемую Россией коалицию по вопросу управления Интернетом. Под влиянием событий на Украине вопрос о противоправной международной деятельности Агентства национальной безопасности США, первоначально включенный в повестку дня саммита, был снят. Вместо этого на саммите было объявлено о начале диалога по вопросам кибербезопасности между Соединенными Штатами и Европейским союзом. По официальной информации, этот диалог призван укрепить и расширить сотрудничество сторон в сфере кибербезопасности по ключевым направлениям информационной политики.

Многое из предложенного американцами напоминает предложения, с которыми Россия выступала на многочисленных международных дипломатических площадках. Однако, как представляется, инициатива США вполне может быть направлена на усиление международной коалиции по вопросам кибербезопасности и, соответственно, на ослабление дипломатических позиций России по этому вопросу.

Среди проблем кибербезопасности важное место занимает вопрос международного коллективного противодействия информационным угрозам. США добились включения положения о коллективном противодействии киберугрозам в договор АНЗЮС. Большой интерес вызывает дискуссия о включении положений об информационной безопасности в Североатлантический договор.

Стратегия НАТО в области кибербезопасности доктринально закреплена в «Стратегической концепции обороны и безопасности членов Организации Североатлантического договора», а также в Декларации, подписанной по итогам Лиссабонского саммита в ноябре 2010 г. В июне 2011 г. была принята доктрина кибербезопасности, которая в настоящее время недоступна широкой публике. Кроме того, обеспечение коллективной кибербезопасности входит в функции создаваемых в рамках НАТО административных и организационных структур.

Очевидно, что подобные инициативы Североатлантического альянса не могут не вызывать опасений у российских властей. Россия, в свою очередь, является участником международных договоров коллективной безопасности, призванных гарантировать безопасность, в том числе и в сфере информации. Успехом российской дипломатии можно считать регулярное обсуждение вопросов информационной безопасности на саммитах ОДКБ.

Китай поддерживает Россию в вопросах международной информационной безопасности. Обе страны связывают взаимные обязательства по кибербезопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Российско-китайское взаимодействие в этой сфере основывается на плане действий по обеспечению международной информационной безопасности, разработанном группой экспертов государств-членов ШОС и утвержденном решением Совета глав государств-членов ШОС от 16 августа 2007 г. [1].

Представляется, что в сложнейшей международно-политической ситуации, в которой оказалась Россия в 2014 г., отечественная дипломатия остро нуждается в поддержке со стороны такого мощного партнера, как Китай. Из всех мировых партнеров именно позиция Китая по различным аспектам информационной безопасности наиболее близка России и именно с китайскими коллегами налажено наиболее тесное взаимодействие. Учитывая заметные изменения, произошедшие в последнее время в этой сфере, Россия и Китай должны подтвердить свои официальные позиции и взаимные обязательства.

Павел Шариков, кандидат политических наук, руководитель Центра прикладных исследований ИСКРАН

----------------------------------------------------------------------------------------
1. Инновационные направления современных международных отношений / Под общ. ред. А.В. Крутских. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 144

Павел Шариков
31 октября 2014 г.
http://russiancouncil.ru



Лебедев Сергей 2 ноя 14, 13:52
+5 0

ВДВ России завершили формирование миротворческих сил

В Воздушно-десантных войсках России завершено формирование миротворческих сил: общая численность десантников-миротворцев - более 5 тыс. человек, сообщил заместитель командующего ВДВ по миротворческим операциям и Коллективным силам оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ генерал-майор Александр Вязников.



«На сегодняшний день в Воздушно-десантных войсках помимо 31-й ОДШБР сформировано еще пять миротворческих батальонов - по одному батальону в каждой дивизии (76-я и 7-я десантно-штурмовые, 98-я и 106-я воздушно-десантные) и в Камышинской 56-й ОДШБР, переподчиненной нам в прошлом году от Сухопутных войск», - приводит слова Вязникова ИТАР-ТАСС.

«Эти организационные мероприятия проведены в соответствии с указаниями начальника Генерального штаба ВС России генерала армии Валерия Герасимова, приказом командующего ВДВ генерал-полковника Владимира Шаманова от 2013 года, а также перечнем соединений, частей и подразделений, входящих в состав воинских контингентов для участия в миротворческих операциях», - добавил он.

Генерал указал на высокую укомплектованность миротворческих частей и подразделений ВДВ военнослужащими по контракту. «Согласно указаниям начальника Генштаба, укомплектованность таких подразделений российской армии контрактниками должна быть не ниже 90%. В настоящее время укомплектованность миротворческих батальонов ВДВ военнослужащими по контракту составляет более 90%, а 31-я бригада укомплектована контрактниками на 100%», - отметил замкомандующего.

«Работа по укомплектованию всех миротворческих подразделений ВДВ исключительно военнослужащими по контракту продолжается, она ведется командирами всех степеней во взаимодействии с комплектующими военкоматами и другими организациями и будет успешно завершена», - заверил Вязников.

В состав миротворческих сил России наряду с частями и подразделениями ВДВ входит 15-я отдельная мотострелковая бригада Сухопутных войск, дислоцированная в поселке Рощинский Самарской области.

По материалам: ВЗГЛЯД
22 августа 2014 г.
http://www.fondsk.ru/



Лебедев Сергей 24 авг 14, 11:51
+34 18

Московские соглашения: что дальше?

О плюсах и минусах двусторонних документов, подписанных в ходе Российско-Украинской межгосударственной комиссии, за прошедшие после 17 декабря дни сказано немало. Повторяться и разбирать по косточкам итоги украинско-российских переговоров уже вряд ли целесообразно. Попробуем спрогнозировать реакцию на встречу двух президентов со стороны наиболее заинтересованных в «украинском вопросе» сторон.


Начнём, пожалуй, с России.

Ничего личного, только деньги


Факт столь масштабной помощи Украине в самой Российской Федерации был встречен далеко не однозначно. Несмотря на симпатии большинства граждан РФ к жителям Украины, среди первых оказалось немало таких, кто возмущается тем, что «опять мы кормим». Но большинство из этих возмущающихся относится к категории недоброжелателей Путина, которых не устраивает любой шаг российского президента. Если бы встреча прошла безуспешно, они бы хором кричали, что «Путин обрёк братский народ на голодную смерть». И аргументы о том, что 15 миллиардов не выброшены на ветер, а гарантированно вернутся через пару лет, что деньги взяты не из бюджета, а из фонда, средства которого хранятся в менее доходных американских ценных бумагах и лежат мёртвым грузом, они не хотят слышать. Выше их понимания и то, что скидка на газ обернётся экономией на затратах российских предприятий и дополнительными отчислениями в государственный бюджет за счёт роста поступлений от таможенных сборов с импорта украинских товаров. Что такой уступкой Россия обезопасила себя от гигантских затрат на укрепление юго-западной границы после размещения в районе Чернигова, Харькова, Луганска военных баз НАТО. А именно это вытекает из заложенных в соглашении Украины и ЕС положений о привлечении её к «общеевропейской оборонной политике».

Что бы ни кричали российские оппозиционеры, принципиальная позиция Москвы, очевидно, не изменится. И даже если произойдёт смена власти в Киеве на ту, что снова развернётся к России филейной частью, то это приведёт лишь к катастрофе в украинской экономике. Цена на газ утверждается ежеквартально, в дополнительном соглашении к газовому контракту предусмотрена возможность отмены скидки, а 15 миллиардов долговых обязательств в любой момент могут быть предъявлены к оплате. Что приведёт к мгновенному параличу всей денежной системы и экономики Украины. Любопытно, что и масштабные совместные проекты ко времени выборов 2015 года только-только начнут переходить из разряда намерений к этапу утверждения подробных планов, которые можно будет относительно безболезненно отложить на неопределённый срок.

Технологические процессы


Вторая заинтересованная сторона – это США. Судя по вялой реакции американских политиков на договорённости между Москвой и Киевом, а также по резкому спаду «промайданной» риторики, Штаты «слили» протесты украинской оппозиции. В американском истэблишменте растёт недовольство чрезвычайно высокой ролью украинских неонацистов в руководстве майданными протестами, а также полной импотентностью «тритушек», как остроумно окрестили лидеров оппозиции.

Но это совершенно не значит, что США отказались от своей идеи если не подчинить Украину своей воле путём замены Януковича марионеточным правителем, то создать на её территории зону управляемого хаоса. Да, они попытались воспользоваться моментом и пришпорить реализацию плана свержения законной власти, намеченного на 2015 год, но, убедившись в преждевременности попытки, «попридержали коней». Теперь их естественная реакция – вернуться к планомерной подготовке сил для свержения выигравшего выборы-2015 Януковича путём комбинации «цветных» и «твиттерных» технологий смены власти. Тратить деньги на прокорм бомжей на нынешнем Майдане – куда менее эффективное вложение средств, чем обучение «слушателей» программы «ТехКэмп» и «правильных» наблюдателей к предстоящим выборам.

Американцы, скорее всего, сосредоточатся на подготовке к следующей попытке государственного переворота на Украине, не распыляясь на поддержку изживающего себя «евромайдана». А черновой работой по созданию негативного информационного климата вокруг украинской власти займутся их сателлиты: Польша, Великобритания и «великие европейские державы» Прибалтики.

Обесчестить – дело чести


Отказ украинского руководства от подписания соглашения с ЕС и московские договорённости стали звонкой пощёчиной Европе. Первой в истории Евросоюза, а потому – особенно обидной.

Её психологический эффект примерно такой же, как потрясение у мачо, свято верящего в свою неотразимость, от публичного оскорбления перед толпой поклонниц неказистой девчонкой, которой он снисходительно предложил заняться любовью в ближайших кустиках. Посему Европа будет домогаться Украины долго и настойчиво. Долг чести истинного мачо обязывает затащить её в свою постель! Но поскольку майданным нахальством добиться своего не удалось, впереди долгие месяцы назойливой осады и заигрываний. Отсюда и оптимистичные заявления о том, что сватовство в Москве – вовсе не помеха ассоциаторскому сексу с ЕС.

Поскольку европейцы только в страшном сне могут себе представить силовое противостояние с Россией, всё ограничится гневными заявлениями, обещаниями и угрозами представителей «самых независимых государств мира» – республик Прибалтики, от которых в мире ничего не зависит. Представители более значимых стран предпочтут помощь Соединённым Штатам в деле подготовки нового государственного переворота на Украине никому не интересным словам.

Сработает ли инстинкт самосохранения?


Но интереснее всего то, как будет действовать украинская власть после заключения соглашений в Москве.

Конечно, отсрочку от катастрофы Киев получил. Но будет ли она использована для спасения? Европарламент уже заявил, что денег на помощь экономике Украины у Европы нет. И пресловутые 20 миллиардов, якобы готовившиеся для кредитов, можно выкроить за 7 лет маленькими порциями. И очередной кульбит с возвратом на путь «евроинтеграции» приведёт лишь к ужесточению позиции России и к более быстрой катастрофе. Поэтому Янукович будет просто вынужден продолжать сближение с северо-восточным соседом, не забывая при этом ублажать самолюбие европейцев рассуждениями о принадлежности Украины к европейской цивилизации.

Однако жизнь поставит его перед необходимостью принятия серьёзных мер ради сохранения собственной свободы и даже жизни. Ведь ни для кого не секрет, что срыв попытки государственного переворота в ноябре-декабре 2013 года ему не простят нынешние оппозиционеры и США. А Европа не простит унижения отказом от подписания Вильнюсского соглашения. Поэтому президенту Украины нужно будет изрядно покрутиться, чтобы не допустить в году 2015-м более подготовленных, более организованных, более радикальных действий оппозиции, хорошо подготовленной и в достаточной степени профинансированной.

В данном вопросе у «региональской» власти появился неожиданный союзник. Буквально на днях состоялся круглый стол, проведённый Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), участники которого проанализировали события вокруг «евромайдана» и наметили шаги по противодействию дальнейшим попыткам государственных переворотов с применением «цветных» и «твиттерных» технологий. Определённые наработки в данном вопросе уже имеются у специалистов из России, и неплохо было бы наладить обмен опытом с ними.

Но и без этого уже совершенно ясно, что Украина должна более жёстко реагировать на вмешательство во внутренние дела страны со стороны зарубежных политиков и посольств. Вплоть до объявления «особо отличившихся» политиков невъездными и высылки зарвавшихся дипломатов. Второй шаг – запрет деятельности иностранных некоммерческих организаций, ведущих подрывную деятельность, и принятие закона об иностранных агентах, аналогичного действующему в США или в России.

Естественно, виновные в организации попытки государственного переворота должны понести заслуженное наказание. Но необходимо сделать выводы и из успеха оппозиции в информационном обеспечении событий на Майдане. Полное пренебрежение власти идеологией и средствами массовой информации едва не привело её к краху. Избежать одностороннего, невыгодного властям освещения событий, разгула массовой дезинформации населения можно единственным путём: созданием собственной мощной сети лояльных СМИ. В первую очередь – телевидения и других электронных средств информирования населения.

Без решения перечисленных первоочередных проблем вопрос о втором президентском сроке Виктора Януковича, его личной безопасности, противодействии попыткам США и Евросоюза произвести попытку нового переворота можно даже не обсуждать. Но сработает ли у президента и его окружения инстинкт самосохранения, который позволит принять перечисленные советы, никому не известно.

Александр Горохов
23 декабря 2013 г.
http://odnarodyna.com.ua

Лебедев Сергей 24 дек 13, 08:12
+6 20

Афганистан после 2014 года – взгляд из России

Выступление заместителя Министра иностранных дел России И. В. Моргулова
на 12-й Европейской Конференции по безопасности и обороне
по теме «Афганистан после 2014 года – взгляд из России»,
Берлин, 26 ноября 2013 года .



Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые участники конференции,

Рад возможности выступить на открытии Европейской Конференции по безопасности и обороне, которая прочно закрепилась в качестве одной из авторитетнейших площадок по обсуждению вопросов европейской безопасности. Во многом это - заслуга наших германских партнеров. Хотел бы поблагодарить их за это.

Тема сегодняшней встречи, несомненно, своевременна. Мы обсудим перспективы развития ситуации в Афганистане и сопредельном регионе после 2014 г., когда завершится 13-летний мандат международных сил содействия безопасности.

Хотел бы с самого начала подчеркнуть: обеспечение безопасности и стабильности в Афганистане - наша общая задача. Эта страна географически намного ближе к России, и мы в большей степени заинтересованы, чтобы мрачные прогнозы, касающиеся афганской ситуации, не реализовались.

Уверен, мало кто сегодня сомневается в том, что добиться ощутимых результатов в деле стабилизации Афганистана можно только коллективными усилиями. Для достижения максимальной отдачи России, странам НАТО и ЕС важно координировать действия.

Необходим совместный объективный анализ ситуации в стране, регулярный обмен мнениями. Я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие внесет важный вклад в этот процесс. Нужно понимать, что без инклюзивной стратегии, которая опирается не только на военные методы, нельзя добиться долгосрочной стабильности в ИРА. Конечно, мы можем заниматься самовнушением и решением конъюнктурных сиюминутных задач. Но это приведет нас в никуда. Более того, ошибка в прогнозах может обернуться самыми тяжелыми последствиями для страны и региона, свести на нет все предыдущие усилия.

По нашим оценкам, ситуация в Афганистане далека от стабильности. Конфликт в этой стране не находит своего полного разрешения несмотря на активное участие в его урегулировании международного сообщества. У нас нет уверенности в том, что афганские национальные силы безопасности (АНСБ) в состоянии предотвратить реванш талибов. По-прежнему в них высок процент дезертирства, «зашкаливает» коррупция.

Недавняя серия резонансных атак талибов, в том числе с использованием террористов-смертников, подтверждает слабость афганских силовиков (последний пример – убийство в мечети губернатора провинции Логар А. Джамаля в октябре с.г.). Акции вооруженной оппозиции приобретают новое качество. Свидетельства тому июньские нападения талибов на президентский дворец, а также захват и удержание боевиками Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в течение нескольких дней целого участка ранее спокойной границы с Туркменистаном.

Что особенно тревожит - в трех северо-восточных афганских провинциях (Бадахшан, Тахар и Кундуз) уровень террористической активности только за прошлый месяц вырос на 30 процентов. Численность отрядов Движения талибов и ИДУ в упомянутых провинциях увеличилась до 5000 человек. А ведь еще три-четыре года назад север Афганистана была куда более спокойным и благополучным.

Не скрываем, что нас крайне беспокоит ситуация, которая может сложиться в ИРА и сопредельном регионе Центральной Азии после вывода контингентов МССБ.



В целом, если мы не хотим, чтобы обстановка в Афганистане вышла из-под контроля - необходимо начавшееся сокращение численности иностранных войск компенсировать повышением боеспособности афганских силовых структур, которые, в конечном итоге, должны быть в состоянии самостоятельно контролировать безопасность в своей стране, эффективно противодействовать экстремистским группировкам и наркопреступности.

Пока какого-либо заметного продвижения на этом направлении мы не видим. Более того, скажу откровенно, у нас иногда создается впечатление, что международные силы просто хотят поскорее покинуть Афганистан, переложив ответственность за обеспечение безопасности на афганские вооруженные силы. И перебросить эту «горячую картошку» странам региона.

Всецело поддерживаем усилия Правительства ИРА по продвижению процесса национального примирения, в том числе через диалог между Высшим советом мира с представителями вооруженной оппозиции, при руководящей роли Кабула и на основе известной триады принципов: сложение оружия, признание Конституции ИРА и окончательный разрыв связей с «Аль-Каидой» и другими террористическими организациями.

Вместе с тем очевидно, что по мере вывода иностранных войск из Афганистана при отсутствии прогресса в становлении АНСБ мотивация вооруженной оппозиции договариваться продолжит убывать. История с Катарским офисом, который талибы «временно закрыли», не дождавшись принятия своих требований, – лишнее тому подтверждение. Предпринимаемые попытки запуска диалога на территории ИРА, Турции или Саудовской Аравии остаются безрезультатными.

Учитывая это, проявить гибкость в смягчении санкционного режима СБ ООН по талибам считаем возможным исключительно при условии встречных уступок с их стороны.

В такой ситуации возникает справедливый вопрос, смогут ли афганцы после сокращения международного военного присутствия вдвое провести в апреле 2014 г. президентские выборы. При существующих тенденциях развития ситуации в стране талибы в состоянии заблокировать голосование в целом ряде провинций, что негативно скажется на его легитимности.

Наша главная обеспокоенность – продолжающийся наркотрафик из Афганистана. Согласно статистике УНП ООН, культивация опийных посевов в стране выросла в 2013 г. на 36 процентов. А производство – даже на 49 процентов. Эта проблема требует коллективных усилий и подключения всех «игроков». Нельзя закрывать глаза на нее, кивая на отсутствие этой задачи в мандате МССБ. Как сказал Р.Киплинг, «невозможно возделывать сад, сидя в тени». Не секрет, что почти весь героин, который можно купить на улицах Берлина, Парижа, Лондона или Москвы, имеет афганское происхождение. На доходы от его продажи финансируется борьба с международными силами в Афганистане. А наркокартели используют налаженные каналы поставки героина в Европу для торговли не только наркотиками, но и людьми, оружием, контрафактными товарами.

Думаю, пришло время непредвзято посмотреть на те возможности, которые открывает взаимодействие с ОДКБ, прежде всего в плане борьбы с наркотрафиком. И на упущенную выгоду. У Организации накоплен солидный опыт по купированию наркопотоков по периметру северных границ Афганистана. Мы могли бы серьезно продвинуться, начав взаимодействовать по этому вопросу.

Важно координировать действия, в т.ч. в рамках будущей операции НАТО «Решительная поддержка», в том, что касается подготовки кадров и оснащения афганской армии вооружением и техникой. Главное при этом - постоянный обмен данными и максимальная открытость, особенно с учетом риска перехода афганских военнослужащих на сторону боевиков и того, что многие страны альянса оставят в Афганистане устаревшее оружие - в дальнейшем это усложнит его эксплуатацию и обслуживание.

Уважаемые коллеги,

У России с НАТО наработан серьезный опыт сотрудничества по Афганистану.

Готовы продолжать работу в рамках Трастового фонда Совета Россия-НАТО для содействия в поставке запчастей и подготовке техников по обслуживанию вертолетов Ми-17 афганской армии. В этом году запущена вторая фаза проекта, предусматривающая его расширение на вертолеты Ми-35 и оснащение их российским оборудованием для аэромедицинской эвакуации.

У нас накоплен солидный опыт взаимодействия в СРН по подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии, в т.ч. на базе учебно-тренировочных центров МВД России в Домодедово, ФСКН под Санкт-Петербургом. Переподготовку в этих центрах прошли почти 3000 сотрудников стран региона.

И что не менее важно - Россия обеспечивает надежный, бесперебойный транзит для стран, направляющих контингенты в состав МССБ, включая пролеты с персоналом, вооружением и техникой, перевозки более 65 тыс. контейнеров с нелетальными грузами. У нас создана правовая база для комбинированной схемы транзита через Ульяновск. Стоимостные параметры транспортировки по данному маршруту зависят от объемов перевозок, и российские компании готовы продолжать переговоры по тарифам.

Готовы к продолжению взаимодействия с НАТО по Афганистану и после 2014 г. При понимании, однако, что у новой миссии Альянса будет должная международно-правовая основа в виде новой резолюции СБ ООН. Иначе наши договоренности юридически «провиснут».

В заключение хотел бы отметить, что предстоящие события в Афганистане наглядно покажут, сможем ли мы в новых условиях многополярного мира в полной мере нести коллективную ответственность за наше будущее, совместными усилиями преодолевать общие проблемы и бороться с глобальными вызовами и угрозами, обеспечивать стабильность, безопасность и процветание в интересах последующих поколений. Первый федеральный канцлер Германии Конрад Аденауэр как-то сказал: «Все под одним небом живем, но горизонт у всех разный». Важно, чтобы мы совместно смогли заглянуть «за горизонт» - увидеть стратегическую перспективу, которая открывается в случае нашего коллективного взаимодействия.

Благодарю за внимание.

МИД РФ
28 ноября 2013 г.
http://www.mid.ru



Лебедев Сергей 29 ноя 13, 17:32
+6 6

Зачем США нужен Казахстан?

США продолжают реализовывать стратегию, призванную ограничивать влияние или вытеснять геополитических конкурентов в стратегически важных регионах по всему земному шару. Это касается и Казахстана, государства, ситуация в котором чувствительна и для России, как партнера по Евразийскому сообществу, и для Китая, имеющего там долгосрочные интересы.



Министр обороны Казахстана Адильбек Джаксыбеков и представитель военного ведомства США Питер Лэвой подписали в Вашингтоне новый план сотрудничества на 2013-2017 год. Стороны договорились разработать программу совместных тренингов и обмена опытом подразделений спецназа.

В ходе встречи заместитель министра обороны Казахстана Талгат Жанжуменов заявил, что одной из основных задач казахских вооруженных сил в ближайшей перспективе будет модернизация и развитие национального ВПК. Министр обороны Казахстана Адильбек Джаксыбеков также подчеркнул заинтересованность в сотрудничестве с целью поддержания мира, получения всеобъемлющего военного образования армейских кадров и обновления боевой техники. Джаксыбеков обратил особое внимание на увеличение числа военных контактов, направленных на развитие Казбрига — воздушно-десантного батальона, получения им передового опыта в операциях под руководством НАТО.

В конце июля текущего года на баланс казахских вооруженных сил был передан учебный городок, по сути, полноценный тренажерный комплекс, выстроенный подразделением армии США "Sea Bees" ("Морские Пчелы"), предназначенный для отработки военных операций в условиях, приближенных к боевым.

Со стороны России укрепление военного сотрудничества США и Казахстана справедливо расценивается как попытка Пентагона и Североатлантического альянса создать перманентный военный форпост в азиатском регионе, по совместительству являющийся архиважным местом для Запада в целях контроля за Россией и КНР.

Зачем США Республика Казахстан


Казахстан является членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также страной, наряду с Россией и пятью другими бывшими советскими республиками, подписавшей Договор о коллективной безопасности (ОДКБ). Казахстан имеет 6846 километровую границу с Россией и 1533 километровую — с Китаем. Прогнозируемые запасы нефти в стране находятся на уровне 100 миллиардов баррелей, что выводит ее на третье место среди поставщиков энергоносителей. Предполагаемые запасы природного газа составляют 5 триллионов кубометров. Казахстан является обладателем крупнейших в мире запасов барита, урана, вольфрама и свинца. Кроме того, в азиатском регионе он находится на втором месте по залежам серебра, хромитов, цинка, на третьем месте — по добыче марганца, уже найдены месторождения золота, железной руды и меди.

На территории Республики Казахстан базируется одна из самых больших космических баз — Байконур, которая в настоящее время находится в аренде у Российского Федерального космического агентства. Поэтому если Казахстан будет развивать тенденцию к все более тесному сближению с США и НАТО, то весьма вероятно, что договоренности с РФ будут пересмотрены.

Согласно данным американского исследовательского центра Jamestown Foundation, США продолжают свои попытки вытеснить из богатого нефтью и стратегически важного региона Россию и Китай. Эта стратегия соответствует поддерживаемому США плану создания Большой Центральной Азии — территории, начинающейся от Афганистана, проходящей через страны Центральной Азии до Ближнего Востока. В частности, тактика путем ратификации ранее упомянутых военных соглашений позволяет американцам в коалиции с силами НАТО использовать аэропорт Алматы как запасной аэродром для истребителей, летающих на территорию Афганистана, что сопряжено с возможностью наблюдать и собирать разведывательную информацию о китайских ядерных объектах.

Кроме того, США при помощи подобных действий наносят удар по престижу возглавляемых Россией ОДКБ и ШОС. "Война с терроризмом" является удобным прикрытием, с помощью которой США постепенно обеспечивает себе постоянное пребывание в Центральной Азии и на Кавказе со стратегическими устремлениями в сторону России, Индии и Китая.

"Многовекторные" интересы Казахстана


С момента обретения страной независимости власти Республики Казахстан позиционировали стиль внешней политики, как "многовекторный", избегая придерживаться односторонних интересов.

Страна придерживается в рамках многосторонних инициатив тесных связей как с Россией, так и с Соединенными Штатами Америки. В 2003 году, несмотря на противодействие со стороны пацифистов, для поддержания сил НАТО в разминировании территории в Ирак был направлен казахский батальон "Казбат". С того момента вооруженные силы Казахстана стали претендовать на активное участие в международных действиях. В прессу, однако, просочилась информация о том, что бойцы "Казбата" были доставлены в Ирак на военно-транспортных самолетах США, поскольку у Казахстана не имелось стратегического потенциала воздушных перевозок.В постсоветское время Вооруженные Силы Казахстана не обошли стороной проблемы коррупции на высших уровнях власти, недофинансирование и ограниченные боевые возможности, связанные с устареванием военного оборудования. Хотя коррупция является чем-то вроде национальной традиции в регионе, важно признать ее пагубные последствия в реформировании войск. Казахстан не скрывает своего желания получать помощь от западных доноров, в первую очередь от НАТО, Турции и США. Как уже отмечалось, Астана согласилась на долгосрочный пятилетний план сотрудничества с американцами. Расходы на оборону Казахстана также будут зависеть от того, насколько эффективно правительство сможет справиться с финансовым кризисом в сочетании со скачками цен на нефть на мировых рынках.

Несмотря на тесные отношения Казахстана с Западом, он продолжает расширять свои связи с Россией путем заключения военных учебных и образовательных соглашений, а также проведения военных учений совместно с РФ. Ко всему прочему, к межгосударственным отношениям зачастую примешиваются геополитические вопросы, обусловленные территориальной близостью к Китаю и РФ.

В настоящее время на примере вооруженных сил Грузии можно сказать, что, несмотря на обучение солдат американскими инструкторами и поставки современного оборудования, результаты реализации военных программ ставят под сомнение их полезность с точки зрения боевого потенциала.

Поэтому пока Республика Казахстан сталкивается с большими внутренними проблемами и остается чувствительной к интересам и Москвы, и Вашингтона, успех будет скромным. Правительство Назарбаева может столкнуться с реальной проблемой, связанной с ухудшением отношений между Россией и Западом. В сущности "многовекторная" внешняя политика Казахстана отнюдь не способствует проведению эффективной военной реформы.

Объективно ведущая роль России в регионе, в частности, из-за территориальной близости, воспринимается другими сильными игроками не всегда адекватно. Планирование стратегии партнерства должно включать в себя механизмы, исключающие межведомственное и межгосударственное соперничество. Понятна и обеспокоенность правительства РФ по поводу мотивов и намерений западных программ помощи со стороны США и НАТО. Политика обороны и безопасности Казахстана должна быть внятной и восприниматься однозначно любой из сторон. Сегодня же практически все программы сотрудничества, подписываемые Казахстаном, рассматриваются с точки зрения энергетических интересов той или иной державы в Каспийском море.Вашингтон активно поддерживает "энергетическую независимость" стран региона и видит распределение каспийского трубопровода как контрудар по доминированию России в энергоресурсах. США активно лоббировали соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджаном, которое позволило Астане прокачивать нефть через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, нивелируя зависимость от Москвы. С другой стороны, политическое и экономическое влияние России в регионе набирает обороты, и вполне возможно, что со временем США могут не удержать здесь свое влияние, а Нурсултан Назарбаев продолжит искусное лавирование в море внешней политики Казахстана, не без труда пытаясь получить для своей страны максимальную выгоду.

Новостной портал
"Свобода"
11 августа 2013 г.
http://news-svoboda.com


Лебедев Сергей 12 авг 13, 11:26
+40 24

Как ликвидировать угрозу на южных окраинах ОДКБ?

Новый источник напряжённости возник непосредственно на южных окраинах ОДКБ. С весны 2013 года в северо-восточной афганской провинции Бадахшан, ранее считавшейся относительно спокойной, активизировалась крупная группировка боевиков, включающая выходцев из Центральной Азии и Северного Кавказа.



Российские пограничники на таджикско-афганской границе.
Фото Сергей Жуков ИТАР-ТАСС, архив



Внимание вооружённой оппозиции к Бадахшану, по всей вероятности, было привлечено рядом обстоятельств. Район представляет собой стратегический плацдарм, располагающийся на границах сразу четырёх государств – Афганистана, Таджикистана, Пакистана и Китая. Контроль над Бадахшаном открывает возможности для ударов по близлежащим провинциям Баглан, Кундуз и Тахар, что осложнит использование северных коммуникаций для безопасного вывода западных войск из ИРА. В экономическом отношении район развит слабо, что формирует лояльность населения к наркотическому промыслу. Местное самоуправление сохраняет дистанцию от центральных властей в Кабуле. В провинции сильны традиционный и религиозный уклады, а в последнее время заметно возросло число медресе и мечетей, получило распространение экстремистское прочтение ислама. Горный рельеф напоминает Южный Вазиристан – оплот талибов в Пакистане – и удобен для ведения диверсионных действий.

Предположительно, решение передислоцировать ряд подразделений в Бадахшан было принято талибами в 2012 году, на заседании совета Кветты и совета Пешавара. По имеющимся сообщениям, к ноябрю 2012 года сюда были переброшены более 1500 боевиков. Они нашли определённую социальную поддержку в регионе, где эмиссары талибов ведут активную агитацию, утверждая, что захватят власть в стране после 2014 года.

Успеху мятежников способствуют и так называемые «местные талибы» – бадахшанцы, в разные годы прошедшие обучение в пакистанских медресе. Бесплатное «духовное образование» в Пакистане, которое, по некоторым подсчётам, с начала 90-х годов получили около 70 тысяч человек, оказалось весьма привлекательным для населения этой провинции, где, по оценке, проживает 900 тысяч человек. После идеологической обработки за границей многие бадахшанцы пополняют ряды экстремистских группировок, другие возвращаются на родину, где постепенно становятся во главе мечетей, воздействуя на умы и настроения соплеменников. Некоторые бадахшанцы также были введены в состав руководящих органов повстанческого движения, где достигли высоких постов. К таковым эксперты причисляют, например, таджика из Бадахшана Дин Мухаммада Яфтали – члена совета в Кветте, одного из 10 участников делегации талибов на переговорах в Катаре.

К весне 2013 года сложилась ситуация, когда в 18 из 28 уездов Бадахшана действуют талибы, члены Исламской партии Афганистана Хекматиара, а также выходцы из Центральной Азии и Кавказа. После вывода контингента ISAF боевики активизировались в уездах Куф, Рог, Яфтал, Шахри-Бузург, Ямган. Местом концентрации сил мятежников стал Вардудж, имеющий выгодное расположение и рельеф. Труднопроходимые ущелья и леса уезда удобны для партизанских операций. Также Вардудж находится на автомобильной дороге, которая связывает Пакистан, Китай и Таджикистан. По отдельным сообщениям, к моменту, когда началось таяние снега и открытие горных перевалов, вардуджское бандформирование, действовавшее под руководством командиров пакистанского происхождения, достигло численности 800–1000 человек. Около 2 тысяч местных таджиков были вынуждены покинуть свои дома.

3 марта этого года боевики напали на следовавшую через Вардудж автоколонну снабжения МВД Афганистана, уничтожив более 10 солдат и захватив в плен 23. Через несколько дней 16 из них были казнены вместе с другими силовиками, захваченными ранее в разных частях провинции и свезённых в Вардудж – всего около 20 человек.

Ответом правительства ИРА стала проведённая в последних числах марта 2013 года спецоперация в Вардудже. Она охватила 43 селения уезда и продолжалась три дня. Были уничтожены, по разным данным, от 80 до 100 боевиков, ещё около 110 арестованы, остальные – отступили в горы. По свидетельствам местных жителей, среди убитых и задержанных – большое количество иностранных наёмников, в том числе две женщины, по всей видимости, кавказского происхождения. Безвозвратные потери правительственных сил составили более 100 человек. Еще 10 солдат АНА попали в руки талибов.

Несмотря на зачистку Вардуджа, уже в середине апреля губернатор Бадахшана Шах Валиулла Адиб сообщил о новом скоплении боевиков в 30-40 километрах от границы с Таджикистаном. При этом, согласно информации секретаря Совета обороны Киргизии Б. Табалдиева, основу этой группировки составили выходцы из стран Центральной Азии и с Северного Кавказа. Нападения группы не заставили себя долго ждать. В середине мая боевики взяли под контроль 11 поселений провинции Бадахшан. Более того, им удалось захватить в плен 120 сотрудников полиции и пограничной службы.

Афганские власти были вынуждены вновь подтягивать в Бадахшан дополнительные силы и обращаться за поддержкой к командованию иностранного контингента. 2 июня в Вардудже, в основном под авиаударами, были уничтожены около 33 боевиков, в том числе, трое полевых командиров, известных как мулла Шамсулла, мулла Падаржан и Файз Рахман. Отбиты 11 поселений. 17 июня была проведена успешная спецоперация по освобождению 120 полицейских.

В настоящее время численность боевиков, остающихся в провинции, оценивается представителями местной администрации не менее чем в 300 человек. Их количество может быстро возрасти за счёт новых соединений, проникающих из Пакистана, как непосредственно через границу, так и через соседнюю афганскую провинцию Нуристан. Принимая во внимание маршруты передвижения вооружённых формирований, губернатор Бадахшана Шах Валиулла Адиб обвинил в причастности к попыткам создания в вилаяте «талибского плацдарма» пакистанскую разведку.

Таким образом, сложная ситуация в провинции пока далека от разрешения. В течение лета здесь возможны новые атаки. А главное - нельзя исключать инфильтрации боевиков через протяженную горную границу с Таджикистаном. Проникновение в республики Центральной Азии с целью совершения терактов и диверсий – угроза вполне реальная. 12 июня афганская полиция задержала в городе Файзабаде (административном центре Бадахшана) группу из пяти боевиков, переправившихся из лагеря подготовки в пакистанском агентстве Северный Вазиристан. Среди них был гражданин Казахстана. Задача группы, у которой при обыске нашли «пояс шахида», – осуществление нападений с участием смертников.

С учётом сказанного выглядит более чем актуальным решение ОДКБ об укреплении коллективных сил и афганско-таджикской границы. Не менее востребована в этих условиях реализация двусторонних договорённостей России и Таджикистана, достигнутых в ходе визита в Душанбе Владимира Путина в октябре 2012 года, о перевооружении таджикской армии современными российскими образцами.

Попов Дмитрий Сергеевич - руководитель уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ, г. Екатеринбург.

Д. С. Попов
10 июля 2013 года
http://www.riss.ru



Лебедев Сергей 11 июл 13, 17:45
+20 5

Путь к новому союзу

Владимир Путин провозгласил евразийскую интеграцию безусловным приоритетом своей политики. Эта очевидная приоритетность — ответ на стоящие перед Россией вызовы и одновременно — сама по себе вызов, подразумевающий комплексную мобилизацию государства и общества.



Программная статья Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» была опубликована в «Известиях» 3 октября 2011 года. Не прошло и двадцати лет после распада СССР, как стало очевидно, что зря мы тогда всё это затеяли и вопрос о восстановлении исторического единого культурно-экономического пространства пора официально возвращать в повестку дня. Что и произошло.

Причём, что крайне важно, сделано это было не из-за «советской ностальгии» и не во имя удовлетворения «имперских амбиций». Безусловный императив евразийской интеграции продиктован вполне реальными вызовами стратегического характера. В первую очередь речь идёт о выживании России и исторически связанных с ней народов в обстановке глобального экономического кризиса и связанного с ним обрушения/переформатирования существующего миропорядка. Выбор, собственно, небогатый: либо нас растащат по кускам более крупные игроки (по ходу укрепления вместо пресловутой однополярности мощных региональных мировэкономик), либо мы построим свой мир-экономику. Второй вариант и предпочтительнее, и логичнее — потому что именно в статусе мира-экономики наше пространство, пространство Евразии существовало как минимум последние несколько сотен лет.

Особенности евразийской государственности


Для Евразии характерны особые формы государственности. Наша культурно-историческая традиция рассматривает государство как главный носитель суверенитета и поэтому высшую ценность. Особые формы евразийской государственности накладывают отпечаток на политическую культуру. Кто-то называет это склонностью к авторитаризму, кто-то видит в этом наследие Орды, кто-то объясняет евразийские формы государственности необходимостью контролировать огромные территории.

На самом деле не столь важно, почему у нас сформировалась такая традиция. Намного важнее то, каким образом эту специфическую политическую культуру Евразии использовать для построения нового Союза и государства. Государство в Евразии не имеет естественных границ и постоянно инкорпорирует новые и новые народы и территории — и в конечном итоге состоявшиеся государства Евразии так или иначе естественным образом тяготеют к интеграции друг с другом. Таким образом, никаких форм, кроме союзных, у государства в Евразии быть не может.

И именно в русле той логики, по этому критерию, а не по какому другому, возникло нынешнее союзное ядро — Россия, Белоруссия, Казахстан, где государство как действующий институт сохранилось или восстановилось после катастрофы 91-го года. Поэтому Казахстан, живущий в степной политической традиции, смог войти в ядро нового Союза наравне с Белоруссией, развивающейся в русской городской политической традиции. И сегодня интегрировать Белоруссию с Казахстаном намного проще, нежели интегрировать Белоруссию с Украиной — несмотря на идентичность культурноисторической традиции белорусов и украинцев.

В то же время по удивительному совпадению осколки постсоветского пространства с несостоявшейся государственностью к союзным отношениям склонны в гораздо меньшей степени. Вместо этого избран путь, ведущий в национальный тупик, а следствием такой политики закономерно стал глубокий социальный и этнический кризис — вплоть до гражданской войны, как в Грузии и Молдавии.

Налицо явный парадокс развития: чем более «суверенно», то есть менее союзноинтегрировано государство Евразии, тем более несправедливое общество, безнаказанные элиты и деградирующая экономика получаются на выходе. И в то же время: чем более союзноориентированным оно является, тем более устойчива политическая система и государство спокойно переживает политические кризисы, а общество достойно реагирует на рецидивы национализма, экстремизма и прочих проявлений смутного времени.

Евразийский союз, который будет создан в 2015 году, необходимо рассматривать как историческую неизбежность. А период с 1991 года до тех пор, пока не будет создан новый Союз, правильно рассматривать как период новой смуты. С соответствующей интерпретацией политики и новейшей истории союзных и национальных республик.

Евразийский союз: восстановление государства союзного типа


На самом деле никакого выхода, кроме как построить государство союзного типа, в Евразии нет. Потому что любая республика Евразии, вставшая на национальный путь развития, неизбежно скатывается к этническим и социально-экономическим конфликтам. В Таджикистане не контролируется государственная граница, Азербайджан до сих пор воюет с Арменией за свою часть Карабаха. Грузия и Молдавия вообще утратили территориальную целостность, маячит такая угроза и перед Украиной. У каждой страны свой национальный тупик, но все они равнозначны деградации и самоуничтожению государства и следующему за этим переходу из субъектов в объекты политики. Поэтому для национальных республик курс на Евразийский союз — это курс на восстановление государства. А так как в Евразии возможно государство только союзного типа, то никакого иного пути, кроме перехода к союзному сценарию развития, у национальных элит просто нет.

При этом одного желания со стороны населения и элит двигаться союзным курсом недостаточно. Вдобавок к политической воле для реализации союзного сценария необходим ряд политических действий, направленных на восстановление государства. Необходима сверхконсолидация усилий на выбранных стратегических направлениях, где уже сконцентрированы усилия союзников.

Этот процесс сверхконцентрации усилий, направленных на восстановление государства союзного типа, мы называем евразийской интеграцией. Евразийская интеграция, в свою очередь, после создания Евразийского союза выйдет на следующий уровень и станет интеграцией союзной.

Таможенный союз: первый уровень евразийской интеграции


Принято считать, что Римская империя проводила экспансию с помощью легионов, которые распространяли власть сената и народа Рима на сопредельные территории и варварские государства. Действительно, сегодня, спустя две тысячи лет, нам приятнее думать, что инструментом экспансии и развития была военная сила.

В действительности всё обстояло несколько иначе. Сопредельные Римской республике, а потом империи территории вступали в торговые отношения с Римом. Появлялись торговые фактории, начинался активный товарообмен. Затем для упорядочивания торговли включался процесс, который мы сегодня назвали бы нормированием и упорядочиванием законодательства — дабы торговля проходила по понятным всем сторонам правилам.

Большинство регионов вошло в состав Римской республики (империи) именно на принципах интеграции, то есть консолидации усилий по отдельным направлениям. А легионы чаще занимались уничтожением конкурентов, которых никто в Рим звать и не собирался.

Во многом из тех же соображений расширялись и русские границы. Стоит вспомнить, что экспедиция Ермака Тимофеевича, которая закончилась присоединением Сибири к Московскому царству, была снаряжена купцами и промышленниками Строгановыми на их частные средства. Это уже потом сам Ермак понял, чем обернулась его авантюра, и «подарил» царю Ивану Грозному Сибирь, тем самым показав, что действовал он во имя и ради государства. А уж кто выступил спонсором — дело десятое.

Неудивительно, что первым действительно успешным примером интеграции в Евразии стал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Учитывая специфику экономики евразийских республик — с сильной долей государства, создание Таможенного союза стало возможным только с участием государства в качестве регулятора и арбитра в лице ЕЭК, в которой равноправно представлены все союзники.

Кстати, ничего нового в Таможенном союзе нет. По схожему принципу создавался Европейский союз, который изначально назывался «союзом угля и стали», подобные союзы существуют и работают в Южной, Латинской и Северной Америке, в Азии.

Поэтому глубоко ошибаются как те, кто видит в Таможенном союзе неоимперские усилия Кремля, так и те, кто критикует его за излишний «экономический прагматизм»: мол, вся ваша интеграция — это всего лишь зарабатывание денег.

Смысл Таможенного союза в том, что это первый уровень интеграции, построенной на универсальных принципах. Интеграция — процесс, а не единоразовое действие. Нельзя «решением партии и правительства» взять и создать новый Союз. Решение принять, конечно же, можно — но толку от этого будет мало. При этом никто не застрахован от ошибок. Уже сегодня наравне с прорывами в торговой интеграции в ТС наблюдается ряд негативных тенденций. И это нормально, потому что пока не будет сбалансирован уровень развития — неизбежны потери в отдельных секторах экономики. И задача национальных правительств как раз компенсировать эти потери за счёт национальных ресурсов, а не торпедировать торговую интеграцию.

Поэтому к Таможенному союзу стоит относиться как к интеграционному проекту первого уровня — за которым последует дальнейшая, более глубокая интеграция. Кто-то из евразийских республик двинется дальше и войдёт в военно-политический союз, кто-то останется на уровне торгового партнера.

Военно-политическая интеграция: от ОДКБ до военного союза


Главная особенность интеграции в Евразии заключается в том, что союзные и национальные республики, возникшие после развала Союза, являются странными экономическими и географическими образованиями — внутри СССР межреспубликанские границы были скорее политической формальностью, нежели основанием для самостоятельного существования.

Так образовались постсоветские парадоксы вроде Крыма, переданного УССР и сегодня являющегося автономной республикой в унитарном государстве. Другой пример — Южная Осетия в составе Грузии (80% осетинского народа живут в Республике Северная Осетия — Алания, которая является субъектом РФ). В Узбекистане проживает огромное число казахов, а на территории Киргизии есть узбекские и таджикские анклавы. Аналогичная история с Карабахом, где военные столкновения между Арменией и Азербайджаном происходят до сих пор. В конце концов, есть Приднестровье, которое по факту является суверенной и самоуправляемой республикой, но по международным нормам считается частью Молдовы.

Территория нашей части Евразии — взрывоопасна по умолчанию. Народы, населяющие земли будущего Евразийского союза, привыкли жить под внешним колпаком безопасности, который обеспечивали советские, а до этого имперские вооружённые силы и местное ополчение.

При этом Евразия не является исключением из правил. Так, невозможна никакая интеграция в Европе, если её безопасность обеспечивается силами НАТО. Нейтральные государства в ЕС являют собой, скорее, исключение из правил, и обычно такие государства окружены членами Североатлантического альянса. Если мы посмотрим на историю интеграции восточноевропейских государств в ЕС, то увидим, что параллельно этой интеграции шёл процесс включения в НАТО. Другой вопрос, что альянс давно перестал быть оборонным и его участники оплачивают авантюры США по всему миру. Такова цена европейской интеграции.

В союзных республиках — России, Белоруссии, Казахстане и национальных республиках, готовящихся вступить в союз, происходят стремительные процессы взаимодействия и кооперации в военной сфере. Союзное ПВО России и Казахстана, военные базы РФ в Киргизии и Таджикистане, контингенты миротворцев в Абхазии, Приднестровье и Южной Осетии, открытие военной академии ОДКБ в Ереване и внешние гарантии безопасности для Карабаха, новая авиабаза в Белоруссии и допуск белорусских предприятий в российское ВПК. И т.д. и т.п.

Военная интеграция в Евразии является не только основанием для выхода на следующий уровень после торгового союза, но и ключевым требованием к любой национальной республике, стремящейся стать союзной. Отсутствие внутренних границ и свободное перемещение товаров, людей и капиталов внутри должно быть обеспечено безопасностью на границах внешних.

Кстати, лучше всего понимают необходимость и неизбежность военной интеграции именно в тех республиках, которым довелось хлебнуть горя, — в Приднестровье, Осетии, Абхазии, Карабахе.

Сегодня контуры военнополитического союза чётко просматриваются в ОДКБ — Организации договора о коллективной безопасности, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения, Таджикистан. Конечно же, организационная структура ОДКБ ещё слишком аморфна и зачастую напоминает совещательный клуб. Но по мере развёртывания военнополитической интеграции в Евразии мы увидим новые организационные контуры будущих союзных вооружённых сил. А учитывая испытания, которые предстоят будущему Союзу после вывода войск США из Афганистана, рисков гражданских конфликтов на Украине, в Молдавии и в Причерноморском регионе — организационная структура ОДКБ будет пересмотрена в ближайшие годы. Чем интенсивнее игра оппонентов в Евразии, тем быстрее будут сформированы союзные вооружённые силы и тем крепче станет военно-политический союз. Наглядным примером может служить война с армией Саакашвили в 2008 году, в ходе которой военно-политическая интеграция России с Южной Осетией и Абхазией вышла на союзный уровень.

Те, кто считает, что военная интеграция и обеспечение союзной безопасности возможны без политической интеграции, либо не понимают сущности исторических процессов, либо намеренно вводят в заблуждение общественность. Союзная безопасность — это вопрос в первую, вторую и третью очередь политический, потому что зависит от воли правящего класса. При этом не надо бояться дискуссий о передаче части суверенитета в пользу союзного центра. Безопасность в отличие от торговли не может строиться сетевым образом — с опорой на предприимчивых и авантюрных пассионариев. Вопрос безопасности — это всегда вопрос дисциплины и пошаговой реализации проекта, будь то союзное ПВО или миротворческая операция.

Да, всем союзным республикам неизбежно придётся столкнуться с сопротивлением национальной элиты, которая не захочет отказываться от суверенитета, который они, элитарии, интерпретируют как вседозволенность в вопросах собственности и передачи власти по наследству. Но в этом и заключается вызов к руководителям республик: опираясь на народ, у которого в массе своей преобладают союзные настроения, обуздать фронду национальных верхушек и региональных сепаратистов. На смену национальным элитам должны прийти люди союзного типа, которые руководствуются верховенством союзных интересов, превалирующих над интересами частными или национальными.

Те представители национальных элит, кто не способен преодолеть в себе узость национального мышления и выйти на простор союзного уровня, всегда могут заниматься торговлей и коммерцией — благо для этого открыты возможности, созданные Таможенным союзом.

Семён Уралов
17 июня 2013 г.
http://www.odnako.org



Лебедев Сергей 19 июн 13, 21:28
+42 15

Евразийская политология: почему золоторудный бунт в Киргизии — проверка Союза на прочность

В многострадальной республике Кыргызстан (Киргизия), пережившей две цветных революции, — очередной политэкономическийкризис с рукоприкладством.



На этот раз в эпицентре событий оказался золотодобывающий рудник «Кумтор» - стратегическое предприятие республики.

События разворачивались по следующему сценарию:

— 28 мая около 200 местных жителей перекрыли дорогу на рудник "Кумтор" с требованием построить им больницу и дорогу.

— 30 мая они начали прорываться на подстанцию близ села Тамга, которая питает золоторудное предприятие. Власти пошли на уступки и обесточили "Кумтор".

— Спустя сутки электроснабжение было восстановлено, но началась новая волна митингов. В Барскооне митингующие подожгли автобус спецназа, в ответ к ним применили шумовые гранаты.

Настроены митингующие решительно, что отлично видно на видео штурма подстанции.



Правительство было вынуждено ввести чрезвычайное положение в Джети-Огузском районе, куда были стянуты спецподразделения и военные.

Очевидно, что ситуация будет разворачиваться по конфликтному сценарию и переговорами не завершится. Так, возле села Каджи-Сай на берегу Иссык-Куля стоят более 20 автобусов, полностью заполненных милиционерами и бойцами спецподразделений. В общей сложности в автобусах примерно полторы тысячи правоохранителей, которые должны остановить возможный поход митингующих на Бишкек.

Если говорить конкретно об урегулировании бунта на «Кумторе», то все зависит исключительно от решительности центральной власти и лично президента Алмазбека Атамбаева.

Потому что третьей цветной революции Киргизия просто не переживет. Политолог Марс Сариев убежден, что бунт не просто управляем, но и имеет конкретные цели.

«Я думаю, что все-таки есть внешний след этой акции. Она замыкается на определенной части политической элиты, которая настроена оппозиционно, но это внешний след и цели тут далеко идущие. Например, сомализация Кыргызстана, демонтаж республики через такие акции неповиновения на местах».

Однако даже если центральной власти хватит воли и решительности пресечь бунт в зародыше, риски цветной революции и краха государства в Киргизии все равно чрезвычайно высоки.

Удобная мишень «Кумтор»: приватизированный иностранцами «Газпром»

 

Золорудный гигант «Кумтор» для пятимилионной Киргизии — нечто вроде «Газпрома» для России и «Казмунайгаза» для Казахстана: предприятие, извлекающее главные богатства из недр.

Но, в отличие от газовых и нефтяных корпораций Евразии, «Кумтор» стал жертвой приватизационных афер, вследствие чего государство практически утратило влияние как на добычу, так и на распределение доходов.



Также примечательно, что «Кумтор» находится на южном берегу озера Иссык-Куль и оторван от столицы Бишкека, наравне с Югом Киргизии, который традиционно оппозиционен Северу, где находится столица республики Бишкек. Конфликт Севера и Юга в Киргизии чем-то сродни конфликту Запада и Юго-Востока на Украине — противоречия не настолько велики, чтобы привести к гражданской войне, но достаточно велики, чтобы южане чувствовали свою обделенность в системе власти и несправедливость в распределении постов. Если добавить сюда фактор того, что Юг граничит с Таджикистаном и включен в Великий героиновый путь из Афганистана в Россию, то факторов для раскола Киргизии более чем достаточно.

Объектом для атаки «Кумтор» был выбран не случайно. Афера с приватизацией главных недр республики в пользу канадского инвестора в массовом сознании является верхом несправедливости. Местные жители превратились в дешевую и бесправную рабочую силу, владельцы «Кумтора» сбросили социальные обязательства, доля государства в предприятии снижается, прибыль выводится за границу. И все это на фоне нищего населения, привыкшего бунтовать.

Поэтому в ситуации с «Кумтором» президент Атамбаев попал в ловушку. С одной стороны, необходимо восстанавливать правопорядок, причем жесткими методами. С другой стороны, встать на сторону канадских владельцев «Кумтора» означает подлить масла в огонь протестных настроений. Потому что если президент защищает канадских мародеров в провинции, следовательно, он один из них. И тогда в массовом сознании опять включится сценарий «наши» против «не наших».

Итак, центральной власти предстоит решить сложную задачу. С одной стороны обеспечить законность и порядок, а с другой стороны — успокоить население. Причём, учитывая, что бунтом занимаются профессионалы, действовать шаблонно-силовыми методами не получится. «Митингом против «Кумтора» управляли опытные политтехнологи, которые находились не на Иссык-Куле», говорит депутат фракции «Республика» Курманбек Дыйканбаев, — «Тысячами человек управляли 20-25 активистов. Они сами сидели на лошадях. Хорошо были осведомлены и действовали по ситуации. Эти активисты разговаривали все время по телефонам. Один из местных жителей нам сообщил, что активисты все время меняют сим-карты».

Центральная власть в Бишкеке должна понимать — «Кумтор» это лишь первый акт в пьесе по разворачиванию бунта. Поэтому надо не только пресекать конкретно митингующих, а быть готовыми к другим сценарным поворотам. Если по ту сторону баррикад работают профессионалы, то с ближайшую неделю можно ожидать:

— этнических конфликтов на Юге между кыргызами-узбеками-таджиками;

— социальных конфликтов в крупных городах Юга: Оше и Джалал-Абаде;

— перекрытия либо блокирования стратегической трассы Север-Юг;

— заявлений и активных действий со стороны исламистских группировок;

— десанта оппозиционных депутатов Жогорку Кенеша на Юг для оперативного управления бунтами и митингами;

— показательного неповиновения и бунтов в местных советах и администрациях Юга.

Главное, что можно пожелать центральной власти Киргизии — не терять выдержки, хладнокровия и здравого смысла. Те, кто стоит за бунтами, действуют по сценарию, и единственная возможность погасить бунт и закрыть возможности для третьей цветной революции — устранить от управления организаторов. Несмотря на то, что многие из них могут оказаться иностранцами, депутатами парламента или, возможно, находятся в сопредельных республиках.

Но даже когда порядок навести удастся, историю с «Кумтором» все равно придётся урегулировать. До тех пор, пока киргизский аналог «Газпрома» будет марнаходится в частных руках канадского инвестора, это будет постоянным поводом для новых бунтов. Государство либо вернет себе недра и тем самым вызовет уважение у сильно разочарованных и никому не верящих кыргызов, либо покажет себя защитником мародеров, выдающих себя за иностранных инвесторов. А неуважение и презрение к государству со стороны населения — первый и главный ингредиент любой цветной революции. Потому что государство может быть жестким, порой несправедливым, но защищать канадцев от собственного народа оно не имеет права. Хотя с точки зрения текущей международной практики, вероятно, прав иностранный инвестор, особенно если он родом из государства-члена НАТО.

Помимо сохранения спокойствия в республике, перед президентом Атамбаевым стоит историческая задача. Он взял обязательства перед кыргызским народом и евразийскими союзниками, что приведет республику в Таможенный, а затем в Евразийский союз. И наивно было бы полагать, что пути Киргизии в Союз будет усыпан лепестками роз.

Показательно, что бунт на «Кумторе» разворачивался одновременно с заседанием Высшего Евразийского совета в Астане, на котором было принято решение о разработке «дорожной карты» вступления Киргизии в Союз. Поэтому с союзной точки зрения бунт на «Кумторе» это удар по всему Союзу, а не только внутреннее дело Киргизии. И президент Алмазбек Атамбаев должен понимать это.

Евразийские выводы: почему безопасность Киргизии — союзное дело

 

Параллельно с бунтом на Юге парламент Киргизии перешел к денонсации договора об аренде США авиабазы «Манас». Законопроект уже внесён, руководители крупных фракций подтверждают, что поддержат обещания президента Атамбаева перед союзниками в Москве, Минске и Астане по «Манасу».

Авиабаза США «Манас» — это ключевое транспортное звено в юго-восточной части нашей Евразии. В свое время, воспользовавшись продажностью что президента Акаева, что президента Бакиева, США получили бесконтрольный доступ к авиабазе. Сегодня, в преддверии вывода войск из Афганистана, сохранение транспортных узлов — стратегическая задача США. Именно поэтому помощник госсекретаря США Роберт Блейк не вылезает из региона, всячески намекая, что аренду стоило бы продолжить.

США будут бороться за «Манас» до последнего. Для них важна даже не столько сама авиабаза, сколько ее местоположение внутри территории ОДКБ. Не надо забывать: в Киргизии уже расположена военно-воздушная база «Кант»; узел связи, обеспечивающий связь Главного штаба ВМФ России с подводными лодками на боевом дежурстве и испытательная база противолодочного торпедного оружия на Иссык-Куле. Сегодня Россия активно вооружает киргизскую армию; на Юге запланировано разворачивание полноценной военной базы в 2015 году.

Итак, США будут пытаться сохранить «Манас» всеми возможными способами, как бы мы боролись, например, за авиабазу в Техасе. Поэтому вопрос стабильности в Киргизии — это союзное дело: сегодня на Юге Киргизии решается вопрос безопасности будущего Евразийского союза.

Семен Уралов
1 июня 2013 г.
http://www.odnako.org

Лебедев Сергей 1 июн 13, 18:42
+27 22

Ставка на «Кант»

После публикации сведений о том, что киргизские власти приняли решение о денонсации договора с американской стороной по поводу последующего нахождения ВВС США в так называемом Центре транзитных перевозок «Манас», приходят данные, связанные с будущим российской авиабазы в Канте. После посещения авиабазы министром обороны России Сергеем Шойгу была опубликована информация, согласно которой выяснилось, что главное военное ведомство собирается расширять и развивать базу, превращая её в настоящий форпост стран-членов ОДКБ в Центральной Азии.



На первом этапе планируется модернизировать взлётно-посадочную полосу аэродрома в Канте (в паре десятков километров от киргизской столицы). Это позволит принимать самолёты абсолютно всех видов и модификаций, что крайне важно для усиления авиапотенциалов на южных рубежах ОДКБ. После модернизационных мероприятий со взлётно-посадочной полосой планируется выделение средств, необходимых для того, чтобы достроить несколько технических сооружений, которых входят в состав авиабазы.

Следующим этапом может стать интеграция четырёх российских военных объектов, находящихся на данный момент в Киргизии (собственно, база в Канте, центр военной связи Кара-Балта, лаборатория радиосейсмического анализа Майлуу-Суу и база подводных испытаний вооружений в Караколе), в единое целое. Это позволит лучше координировать работу российских военнослужащих и технических специалистов, находящихся на территории Кыргызстана.

Помимо технической стороны вопроса Сергей Шойгу обратил внимание и на социальную его сторону. Ведь расширение возможностей авиабазы должно вестись ещё и за счёт личного состава. В этой связи уже в ближайшее время Минобороны РФ профинансирует строительство нового жилья для российских военнослужащих, обслуживающих военные объекты на территории Киргизии. Такое строительство, нужно отметить, уже ведётся, однако вопрос его качественного завершения упирался в недостаток финансирования. Теперь, надо полагать, деньги у Минобороны имеются, и главная задача оборонного ведомства – пустить эти деньги в правильном для развития авиабазы в Канте (и в технической, и в социальной сферах) направлении, а не довести ситуацию до откровенного разграбления выделенных средств, как это нередко проявлялось при прежнем министре обороны господине Сердюкове.

На сегодняшний день авиабаза в Канте укомплектована бомбардировщиками Су-24, штурмовиками Су-25, истребителями Су-27СМ, а также группировкой вертолётов военной авиации. Среди технического оснащения авиабазы: парашютно-тренажёрный комплекс, парк военных автомобилей и бронемашин, тренажёрный зал для личного состава, войсковой полигон для стрельб.

На данный момент между Российской Федерацией и Киргизией действует соглашение о нахождении российской авиабазы в Канте. Это соглашение говорит о том, что база может находиться на своём нынешнем месте вплоть до конца 50-х годов XXI века с возможностью продления срока аренды ещё на 25 лет. Считается, что главным назначением российской авиабазы является воздушная поддержка КСОР (коллективных сил быстрого реагирования) ОДКБ. В свою очередь перед КСОР ставится задача эффективной борьбы с экстремизмом и терроризмом в регионе.

Если учесть, что в будущем году объединённая группировка войск (ISAF) может покинуть Афганистан, о чём неоднократно заявляли представители американских властей, то вполне возможно усиление напряженности на южных подступах к границам стран, входящих в состав ОДКБ. В этой связи 201-я российская военная база в Таджикистане, договор о нахождении которой в стране никак не может ратифицировать таджикский парламент, а также объединённая база в Киргизии вполне могут стать основой для предотвращения вылазок экстремистов с территории северного Афганистана. Кстати, на этом фоне всё чаще стали слышаться слова, что российское военное присутствие в регионе ничем не оправдано, ибо те же афганские радикалы (талибы, к примеру) вовсе не собираются выносить свою военно-политическую деятельность за пределы Афганистана. Как говорится, свежо предание… Чтобы понять всю абсурдность этого утверждения, можно рассмотреть состав тех, кто сегодня успел обосноваться в Афганистане помимо талибов и сил НАТО.

Афганистан и некоторые территории Пакистана уже давно стали самым настоящим оплотом для всевозможных экстремистских группировок, которые спят и видят, когда им представится возможность добраться до власти в Кабуле, а затем ещё и рвануть туда, где у них возникнут или уже имеются определённые интересы. А одним из таких интересов являлся вчера, является сегодня и, очевидно, будет являться завтра героиновый наркотрафик. Таджикистан и Киргизия вполне могут оказаться теми территориями, которые будут использованы заинтересованными силами, чтобы наркопоток афганского зелья в сторону России и Европы не прекращался. Чего уж греха таить, такой интерес есть и у той же американской стороны, которая за годы своего пребывания в Афганистана успела состричь миллиарды долларов чистой прибыли от реализации опиатов с территории Афгана. Эта самая прибыль нередко шла и на финансирование дестабилизационных процессов в различных регионах мира. Если вспомнить, какое количество всевозможных революций произошло за время нахождения войск НАТО в Афганистане, то не исключено, что революционный «дембельский аккорд» США, по крайней мере, в Центральной Азии, ещё не сделали.

И чтобы этот «аккорд» не стал тяжёлым ударом по нашим южным рубежам, необходимо укреплять и развивать авиабазу. Одна из первостепенных задач – модернизировать базу таким образом, чтобы она могла принимать тяжёлые транспортные авиаборта, способные снабжать «Кант» продовольствием, военной техникой, ГСМ, вооружениями в требуемых объёмах. Ведь если полноценного сообщения с «большой землёй» не будет, то «Кант» может превратиться в своеобразный анклав, открытый для экстремистских вылазок и закрытый для своей же войсковой и тыловой поддержки.

Алексей Володин
30 мая 2013 г.
http://topwar.ru



Лебедев Сергей 31 май 13, 12:01
+41 13
Темы с 1 по 10 | всего: 22
Запомнить

Последние комментарии

Леонид Губанов
Сергей Дмитриев
Гарий Щерба
Пора давно уж надо братьса ПУТИНУ за Татарстан......!!!!!!!!
Гарий Щерба Раис Сулейманов: влияние Турции в Татарстане
Андрей Борсаков
andre
виталий полиэктов
Виктор ! Куда уж циничнее ! Все может изменится !
виталий полиэктов Иран: стратегия «экономики сопротивления»
Виктор Онегин
виталий полиэктов
Эдуард Филиппов
Игорь Костоглод