Лебедев Сергей предлагает Вам запомнить сайт «Российские тенденции»
Вы хотите запомнить сайт «Российские тенденции»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Основная статья: КГБ

Закрытие почетных консульств РФ в США стало ответом на препятствия в деятельности ЦРУ

Закрытие российских консульств в Калифорнии, Юте, Миннесоте, Флориде и Пуэрто-Рико, по версии Госдепа, является ответом на препятствование деятельности американских дипломатов в России. В чем-то Госдеп прав: в России действительно стали ограничивать деятельность американской разведки, чрезвычайно расслабившейся после окончания предыдущей холодной войны.



Аккредитации отозваны у пяти из шести российских почетных консулов, уцелел почему-то только консул в Колорадо. Все эти люди – граждане США, причем не обязательно российского происхождения (так, консул в штате Юта, в Денвере – американец Росс Батлер). Многие из них занимаются не столько консульскими вопросами, сколько гуманитарными проектами или благотворительностью. К примеру, Наташа Оуэн (Черкасова) не только первая в истории русская женщина – почетный консул (на Гавайях с 1998 года), основатель Международного благотворительного фонда «Дети России», который помогает онкологическим больным. Российский МИД в принципе придерживается стратегии назначать почетными консулами не бизнесменов, как это принято у большинства развитых стран, а представителей гуманитарной сферы. Один из наиболее известных примеров – почетный консул РФ в Княжестве Монако Екатерина Семенихина, глава благотворительного Фонда культуры «Екатерина» и Русского культурного центра в Монте-Карло.

Функции почетных консулов серьезно урезаны по сравнению с официальными консульскими отделами посольств и представительств. В первую очередь они не могут выдавать документы строгой отчетности, то есть паспорта и визы, а могут лишь ходатайствовать об их предоставлении или оказывать консультационные услуги. Также они выступают ходатаями перед страной пребывания, поскольку в подавляющем большинстве случаев являются ее гражданами. Они не состоят на официальной дипломатической службе и не получают зарплату, но могут, по договоренности с посольством и МИДом, оставлять себе часть консульских сборов. Точно так же они не могут выдавать некоторые виды специфических справок, требующих нотариального подтверждения, например так называемые свидетельства жизни, которые требуются для оформления завещания или получения наследства.

Фактически их единственная привилегия в стране пребывания – дипломатический паспорт и экстерриториальность транспортного средства, на которое устанавливается дипломатический номерной знак – и о парковке можно не волноваться (впрочем, в Соединенных Штатах, особенно в Вашингтоне, парковочная полиция считает своей священной обязанностью засыпать российское посольство штрафами, а потом увлеченно судиться). При этом почетный консул не располагает доступом к финансам посольства и должен организовывать мероприятия в своем округе на собственные средства (это, кстати, одна из основных причин того, почему это звание получают люди не бедные). Наконец, почетный консул не обладает дипломатическим иммунитетом.

Другое дело, что деятельность почетных консулов все-таки подчинена официальному консулу или даже непосредственно послу. Таким образом, институт почетных консулов остается политическим, все-таки их работа – представлять интересы государства. В редких случаях почетные консулы становятся чуть ли не единственными представителями в стране пребывания. Например, ЮАР имеет дипломатические отношения примерно с 200 странами, но полноценные посольства работают только в 80 из них. В то же время у ЮАР по девять почетных консулов в США и Италии, еще шесть в Германии, все распределены по крупным городам.

Еще в 2013 году Вашингтон заблокировал программу ознакомительных поездок американцев в Россию, которую пыталось организовать Россотрудничество. Это был урезанный аналог американской программы 90-х годов, когда молодые люди и подростки из России и стран бывшего СССР приглашались в США «просто пожить». Оказалось, что это достаточно эффективный пропагандистский ход, в результате которого у целого поколения целевой социальной группы формировалось устойчивое положительное отношение к США, к американским ценностям и образу жизни. Попытка же Россотрудничества организовать что-то подобное была пресечена крайне жесткими методами, в том числе через запугивание потенциальных участников допросами в ФБР. Так что нельзя исключать, что против теперь уже бывших почетных консулов РФ теперь будут возбуждаться уголовные дела.

В посольстве США в Москве утверждают, что почетные консульства были закрыты в качестве «ответной меры» на «российское вмешательство» в американскую «дипломатическую и консульскую деятельность в России». Пресс-секретарь посольства Уильям Стивенс также заявил, что «в России происходит широкое притеснение американского персонала». В частности, американская сторона ссылается на закрытие в сентябре 2015 года Американского центра посольства США при Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы. Официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер, чье ведомство стало инициатором этого решения, также назвал действия Вашингтона лишь ответом на поведение Москвы – закрытие 28 американских объектов по всей России. Стивенс тоже упоминал эти самые «28 центров по всей России», которые закрылись после того, как сотрудникам посольства был закрыт доступ к работе Американского центра. А еще раньше была закрыта крупнейшая американо-российская программа образовательных обменов FLEX (Future Leaders Exchange Program), с которой, собственно говоря, все и началось.

На официальной дипломатической деятельности все это никак не скажется, что подчеркивают и в Госдепе. В то же время Тонер продолжает угрожать: «Мы готовы принять дополнительные соответствующие меры, если попытки помешать нашей дипломатической и консульской работе в Москве будут продолжаться». Российская сторона вынуждена реагировать. Пресс-секретарь российского посольства в Вашингтоне Юрий Мельник заявил, что «Москва рассматривает варианты практического ответа на эти действия».

Подобные стычки имеют свойство раскручиваться самостоятельно. Не совсем понятно, почему американская сторона ждала четыре месяца, чтобы ответить на закрытие Американского центра в Москве и почему в качестве мишени были избраны почетные консулы – американские же граждане. Конечно, ликвидация почетных консульств осложнит не только гуманитарную и благотворительную работу, но и рутинную деятельность консульского характера. Это как минимум странное решение со стороны американских властей, поскольку никаких практических выгод из него извлечь невозможно.

Но в общем контексте все выглядит очень даже логично. Совсем недавно американские спецслужбы инициировали расследования за пределами своей территориальной юрисдикции – в Европе, где усердно ищут «российских агентов влияния» в оппозиционных политических партиях и движениях. Шпиономания в США в отношении «российских спецслужб – наследников жуткого КГБ» раскручивается темпами, близкими к временам маккартизма. Под раздачу, кстати, чуть было не попал даже актер Стивен Сигал – как раз после того, как распространился слух о его возможном назначении почетным консулом РФ. В Москве пришлось специально опровергать эту информацию, поскольку ничего хорошего дальнейшее развитие событий Сигалу не обещало.

Это все, конечно, не классическая высылка дипломатов или принудительное прекращение визы, что превращает сотрудника в персону нон грата. Но этот процесс тоже идет, просто он менее заметен для широкой публики, и большинство «шпионских» историй традиционно остаются «под ковром». Другое дело, что в последние полтора года ФБР и Госдеп стали злоупотреблять публичностью, вынуждая российскую сторону принимать столь же публичные ответные шаги.

Не совсем понятно, в чем именно, кроме закрытия Американского центра, выражается «широкое притеснение» американских дипломатов в Москве. Они как ходили на все статусные мероприятия, как к себе домой, так и ходят. Сотрудники посольства, включая штатных работников разведывательного сообщества, регулярно читают лекции в профильных российских учебных заведениях, организуют семинары, «вечера встреч» и прочие полезные мероприятия. Разве что чаще стали оглядываться на улице и проезжать на красный свет.

Другое дело, что «режим тотальной открытости» для сотрудников посольства в Москве действительно постепенно сворачивается, что неприятно удивляет Госдеп. За предыдущие годы (особенно 90-е) они привыкли проникать везде, куда хотят, а в некоторых случаях – вести себя как хозяева. Особенно это было видно как раз в гуманитарной сфере, в первую очередь образовательной. К примеру, сотрудники посольства США в Москве очень увлекались общением со студентами МГИМО и Дипломатической академии, РУДН, РГГУ, Академии управления, а в последнее время еще и специфических технических вузов, потенциально связанных с проблемами Арктики и Мирового океана. Активно поддерживались контакты и с преподавателями. Логичное для любого государства свертывание подобного безобразия было воспринято в Вашингтоне и в нескольких известных зданиях в штате Вирджиния как вторжение на уже давно освоенную и частично засеянную территорию. В обстановке жесткой информационной войны это действительно стало потерей серьезного рычага влияния, той самой «мягкой силы», которую привыкли использовать в полный рост. Вот и последовал симметричный ответ. Мистер Батлер в Денвере больше не будет организовать детские праздники с девушками в кокошниках, а Наталья Оуэн – собирать деньги на больных раком детей.

Москва теперь вынуждена ответить, и далее этот маятник закрытий и высылок будет качаться уже самостоятельно, пока у кого-нибудь нервы не выдержат. Нельзя сказать, что это нормальная дипломатическая практика. Это методы холодной войны, которую США, по их собственным заверениям, против России не ведут. Ну тогда и Москва не ведет. А защищает свою государственную безопасность.

Евгений Крутиков
23 января 2016 г.
http://www.vz.ru



Лебедев Сергей 25 янв 16, 16:53
+5 3

Российская Федерация в XXI веке

К концу 1990х гг. вполне реалистическими были прогнозы о скором распаде России. Многим гибель Российской Федерации по сценарию распада СССР представлялась едва ли не свершившимся фактом. В различных прогнозах вырисовывались конфигурации будущих государств на построссийском пространстве. Россия остановилась на самом краю обрыва. Точкой перелома стала вторая «чеченская» кампания. После хасавюртовских соглашений думающая часть российского общества испытывала чувство национального унижения. Армия ощущала себя преданной. Предательство связывалось с политическим руководством страны. Кровь товарищей, пролитая в первую «чеченскую» кампанию, оказалась пролитой напрасно. Между тем, считающая себя независимой от России Чеченская республика (самоназвание – Ичкерия) заняла наступательную позицию. Строились планы создания единого Вайнахского государства, распространяюшего свою власть едва ли не на весь Кавказ. Началась прямая военная операция против Дагестана.



Отступление от принципа конституционного единства страны в тот момент означало бы не только духовную, но и скорую геополитическую «смерть» России. Сепаратистские силы в других национальных республиках ждали исхода конфликта в Чечне. Идеи государственного самоопределения в других регионах России активно использовались в антироссийской пропаганде. Значительные политические, финансовые, материальные ресурсы направлялись на эти цели из-за рубежа. Чеченские сепаратисты, поднявшие вооруженный антиконституционный мятеж, указывали на практике путь, посредством которого можно было добиться подобных целей. Очередное отступление политического руководства России от принципа единства страны стало бы для них прямым сигналом для выступлений. Однако на этот раз действия российских властей стали принципиально иными.

Имевший за плечами длительный опыт службы в КГБ, новый премьер-министр занял жесткую линию военного подавления сепаратистов. Никаких переговоров с террористами, рефлексии на протесты либеральных СМИ и лидеров общественных антироссийских движений как вовне страны, так и внутри нее больше не поддерживалось.

Казавшийся в силу интенсивной пропагандистской компании незыблемым тезис – «проблему сепаратизма силовым методом решать невозможно» был отвергнут. Позор первой чеченской кампании был отчасти компенсирован. Большинство населения страны курс «сильной политической руки» поддержало. Это стало основой успеха В.В.Путина на президентских выборах 2000 года. Образ лидера – государственника после ельцинских лет «разборки» потенциалов государственности России принес ему победу уже в первом туре выборов. Казавшееся в 1990е гг. реальным возвращение во власть коммунистов (КПРФ) с выборами 2000 г. потеряло свою актуальность. Вслед за кавказским регионом началось фронтальное наступление на иные анклавы потенциального сепаратизма. Прежде всего, было восстановлено единое правовое пространство. Ельцинский афоризм – «берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить» вел на практике к переходу от федеративного к конфедеративному устройству, национальной суверенизации субъектов федерации. Законодательство национальных республик к началу 2000-х гг. находилось в массовом противоречии с федеральным законодательством.

Принятая в 1993 г. либеральная и в силу компромисса непоследовательная в отношении суверенитета и уровня закрепления государственности Конституция РФ содержала в себе потенциально дезинтеграционные в случае ослабления центральной власти положения. Конституции национальных республик (субъектов РФ) пошли в этом направлении ещё дальше. Имелся ряд прецедентов провозглашения сырьевых ресурсов, добываемых в соответствующих республиках, собственностью титульной нации, или установления права республиканских властей регулирования дислокации и передвижения вооружённых сил России. С приходом В.В. Путина начался процесс приведения республиканского законодательства в соответствие с российской конституцией. Учреждаются Федеральные округа, надстоящие над субъектами федераций.

Национальный аспект российского федеративного устройства стал приводиться в соответствие с общими требованиями ко всем субъектам федерации.

Там, где это было возможно, национально-территориальные образования ликвидируются путем объединения с иными субъектами федерации. Отмена выборности глав регионов находилась в контексте политики противодействия центробежным тенденциям. Неслучайно, что этот шаг был предпринят властями непосредственно в связи с бесланской трагедией. Казалось бы, при чем тут Беслан? Но власти связали события общим признаком государственного антироссийского сепаратизма. Была в дальнейшем инициирована кампания переименования должности республиканского президента в иные статусные обозначения, такие как глава республики. Президент, пояснялось, в России только один. Хотя эта инициатива до конца так и не была доведена. В экономическом плане Россия испытала удар во время дефолта 1998 года. Новый либеральный призыв во власть – С. В. Кириенко – Б. Е. Немцов – А. Б. Чубайс обернулся для страны коллапсом экономики. В одночасье рухнули фантомные финансовые пирамиды ГКО. Дефолт был прогнозируемым - крупный финансовый капитал в преддверии его вывел свои средства из страны – и, по-видимому, проектировался силами, стремящимися к повторению Россией сценария распада СССР.

Государственные краткосрочные обязательства – средство внутреннего заимствования в условиях неплатежеспособности государственного бюджета использовались для реструктуризации нарастающего долга. Дефолт 1998 года мог стать катализатором распада России. Доверие к властям достигло минимального уровня за весь постсоветский период истории. Дефолт взвинтил инфляцию и обесценил накопления граждан, резко ударил по уровню жизни большинства населения страны. Вторично за 1990е гг. разоренный народ был потенциально готов к активным формам политической протестации. Необходимым в целях сохранения страны в тот период являлось включение механизмов финансово экономической стабилизации. Для вывода страны из состояния дефолта Б.Н. Ельцину пришлось формировать новое правительство под руководством Е.М.Примакова. Характерно, что в этот «антикризисный» кабинет вошли фигуранты политической оппозиции: Ю. Маслюков, Г. Кулик и другие. Это были представители профессиональной государственно-властной элиты еще советского периода, как и сам Е. М. Примаков.

В целом правительство Примакова не только справилось с задачей стабилизации постдефолтной экономики, но и заложило основы ее роста.

Однако от либерально монетаристского курса властная политическая команда отказываться на самом деле не собиралась. Как только задача выхода из кризиса в основном была решена, правительство Примакова было отправлено в отставку. Рейтинг Б.Н. Ельцина, президента России, находился к концу 1990х гг. на минимальной отметке. Сам первый президент РФ, после перенесенного во время избирательной гонки с Г.А. Зюгановым очередного инфаркта, иных серьезных заболеваний был фактически недееспособен. Напряжение в обществе в силу социально-политического отторжения персоналий руководства страны росло. В 1999 году с минимальной нехваткой голосов в Государственной Думе России едва не прошло голосование об объявлении импичмента президенту Б.Н.Ельцину. Разрядка была найдена в виде досрочного добровольного ухода Б. Н. Ельцина с поста президента с условием гарантий личной безопасности.

Таким гарантом стал В. В. Путин. Одним из первых указов нового президента стал указ о гарантиях экс-президенту России. Сложность перехода власти заключалась в ограничениях, которые налагались на возможности самостоятельной деятельности нового президента. Причины заключались в сохранении большей части властной элиты, установившихся в течение десятилетия политических и экономических механизмах, в значительной степени имевших вид теневых, в сильном влиянии внешних акторов. При столь нестандартном переходе власти неизбежны обязательства, которые берет на себя преемник. Они касались не только вопросов высших кадровых назначений, но и определенных внешнеполитических гарантий. Многие стратегические решения исполнительной власти принимались в это время через голову руководителя правительства. Часть властной элиты в ответ на инициативы нового президента пыталась по-прежнему апеллировать к Б.Н. Ельцину. В этой ситуации возросла политическая роль Администрации президента. Завершить кадровую ротацию новому президенту В.В. Путин удалось к концу своего первого президентского срока. Итогом ее стала отставка представителя ельцинской креатуры, премьер-министра М. М. Касьянова, ставшего впоследствии одним из лидеров «оранжевой» оппозиции.

При Б. Н. Ельцине в 1990-е в России сложилась модель экстремально либеральной национальной экономики. Государственная собственность, государственные расходы, государственное регулирование было сведено до минимума. Усилились теневые механизмы лоббирования, произошло сращивание деятельности государственных служащих и их личного предпринимательства. Большое влияние на государственные решения оказывали лица, приближенные к высшим руководителям государства. Пренебрежение вопросами государственной безопасности дошло до такого уровня, что, например, пост заместителя председателя Совета Безопасности РФ занял видный представитель финансовой олигархии Б.А.Березовский. Значительные возможности влияния на политическую линию в стране получил создатель масштабной медиа-империи В. А. Гусинский. Главным пропагандистским механизмом проводимой им либерально космополитической платформы стал телевизионный канал НТВ.

Часть представителей возникшей группировки российских долларовых миллиардеров проявляла явные политические амбиции. В этой группе выделялась фигура М. Б. Ходорковского.

Имея значительные средства, он финансировал избирательные компании губернаторов (в регионах своего нефтяного бизнеса), отдельных депутатов федерального и местных парламентов, общероссийских партий. Все больше частных средств направлялось с целью определения внутренней и внешней политики российского государства. Развертывалась широкая программа формирования контрэлиты, включая не только органы власти, СМИ, но даже и образовательные учреждения. На пост ректора РГГУ, позиционирующегося в качестве одного из ведущих гуманитарных вузов страны, был назначен первый заместитель М.Б. Ходорковского по ЮКОСу В. А. Невзлин.

По-видимому приход М. Б. Ходорковского власти предусматривал по договоренности с США проведение ядерного разоружения России. Фактически создавались обширные финансово-экономические и политические механизмы, подрывающие или замещающие государственный суверенитет России. Задача обеспечения политической самостоятельности нового президента и в более широкой постановке – суверенности российской государственной власти в целом, предполагала ограничение влияния финансового капитала. В создавшихся условиях это могло быть достигнуто только в режиме жесткой политической борьбы и даже конфликта. Российские миллиардеры поддерживались на Западе. Российская власть получала оттуда предупреждения, что в случае наступления на крупный бизнес ее инвестиционная привлекательность снизится. Однако, новый президент нашел возможность настоять на линии восстановления государственного суверенитета России. Наряду с успехом в борьбе с сепаратизмом, ограничения практически вседозволенности крупному капиталу (арест, осуждение и заключение Ходорковского, эмиграция из страны Березовского, Гусинского и ряда иных представителей финансово-космополитического лобби) принесли В. В. Путину весомую политическую поддержку и доверие населения страны.

Эти шаги помогли ему избраться на второй президентский срок. В.В. Путин продемонстрировал способность к решительным действиям, несмотря на все противодействие «мировой общественности». Национально унизительный режим частичной суверенности России был изменен. При этом неолиберальная линия в финансово-экономической сфере в своих ключевых компонентах изменений практически не претерпела. Связываемое с государственническим вектором переориентации экономики учреждение государственных корпораций прежнюю платформу не изменило, но привело к распространению явления коррумпирования бюджетного процесса.

Противоречие между новой державной линией президента и прежней неолиберальной парадигмой сохранялись. К концу 1990-х гг. внешнеполитические иллюзии были окончательно развеяны.

Первоначально демонстративное дружелюбие Запада в отношении России (периода добровольной «разборки» Россией потенциалов собственной государственности) сменилось на традиционную жесткую конфронтационную риторику. Обнаружилось, что США не воспринимают Россию в качестве союзника. Границы НАТО, вопреки позиции Кремля, расширяются в восточном направлении. Моментом откровения стала бомбардировка натовскими силами Югославии. У здания посольства США в Москве в ответ проходит демонстрация антиамериканской направленности. Тогдашний премьер Е.М. Примаков, летевший в Соединенные Штаты для урегулирования югославской ситуации, получив известие о бомбардировке, отдает распоряжение развернуть самолет в Россию. Переговоры в той ситуации потеряли всякий смысл. Антиамериканизм в российском обществе достиг критического для властей, идущих в фарватере «Вашингтонского консенсуса», уровня. Внешняя политика, в силу настроений российского общества, должна была быть, по меньшей мере, скорректирована. Ряд шагов В.В. Путина, от показательного принятия версии советского гимна до Мюнхенской речи, вписывались в ожидания российского общества.

Политика либерализма и космополитизма в очередной раз в истории России обнаружила не только свою неэффективность, но и прямое разрушительное действие применительно к российской государственности.

И, напротив, сравнительно краткосрочное премьерство Е.М. Примакова и деятельности его правительства продемонстрировало возможность и эффективность иного, нелиберального пути развития. Посредством активного государственного вмешательства в экономику казавшийся непреодолимым постдефолтный обвал сменился траекторией роста. Причем, примаковский подъем начался еще до подъема мировых цен на углеводороды, и был обязан именно эффективным управленческим решениям, доказав их потенциал и возможности. Необходимость путинского поворота была, таким образом, объективна и обусловлена исторически.

Модель государственности


Обозначившийся в 2000-е гг. вектор развития государства давал определенный шанс на восстановление его исторических потенциалов государственности. Действительно, начавшиеся в конце 1980-х – начале 1990-х гг. разрушительные процессы были отчасти приостановлены. Главный итог состоял в том, что вопреки развивающейся ситуации, удалось сохранить само существование России как государства, предотвратить ее распад. Однако инерция деградации жизненных потенциалов страны по-прежнему продолжала действовать.

По ряду основополагающих факторов жизнеспособности России сохранялась траектория падения. Сохранение ее еще в течение нескольких лет, как показывали прогнозы и расчеты, неизбежно должно было привести страну к точке системной катастрофы, когда восстановление скреп государственности будет уже невозможно. Современная Россия находится в непосредственной близости от указанного порога. Страна в материальном отношении в значительной степени продолжала существовать за счет эксплуатации объектов, созданных в советский период истории. Фонды ветшали, теряли пригодность. Однако процесса эквивалентного фондозамещения не происходило. Считающийся катастрофическим пятидесятипроцентный показатель износа основных фондов стал весьма вероятным. Население России вплоть до нулевого по разности между рождаемостью и смертностью 2012 года продолжало сокращаться. Определенный всплеск рождаемости конца 2000-х – начала 2010 –х гг. был связан с демографической волной 1985-88 гг. Страна по-прежнему находилась в состоянии депопуляции. Либеральный концепт свободного ценообразования обнаружил свою неэффективность. Рост цен опережал рост доходов беднейших слоев населения. Основной характеристикой новой модели экономики стала сырьевая доминанта российского экспорта и отраслевой структуры.

Синхронно с увеличением значения экспортно-сырьевой составляющей, уменьшилась доля производства машин, оборудования и транспортных средств.

Сокращаемое производство собственных машин замещалось импортом иностранной техники. Уровень дифференциации доходов населения вошел в зону, генерирующую социальные неустойчивости. Наблюдался устойчивый рост как коэффициента фондов (дифференциация доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных), так и коэффициента Джини (степень отклонения от равномерного распределения доходов). Россия стала еще более социально поляризована, чем это было в 1990-е гг. Продолжился начатый в 1990-е гг. тренд деградации российского образования. Одна из главных причин деградационной траектории заключалась в коммерциализации российской образовательной системы. Результатом перевода на коммерческую основу явилась ликвидация нерентабельных учреждений. Но рентабельность детского сада, школы или профессионально-технического училища в российской провинции, особенно на селе принципиально недостижима. Поэтому учреждения просто закрывались.

Система перешла на нормативно-подушевое финансирование образования: сколько школьников – столько и денег. В результате инициирован процесс закрытия недоукомплектованных сельских школ по всей территории России. Как ответ на эти нововведения возник феномен «мертвых душ». В неблагополучных дотационных регионах страны к школам приписывают подростков-беспризорников, которые находятся в бегах и давно уже забыли местоположение школьного здания. Но очевидно, что кроме расходов относительно численности учащихся существуют еще абсолютные расходы на необходимое оборудование для нормального инфраструктурного функционирования. Начат процесс латентного перехода на систему платного образования. Такие предметы, как ИЗО, музыка, иностранные языки, спортивные дисциплины финансируются на четверть из кармана родителей. Сложившаяся в российском образовании ситуация оказалась противоположной мировым трендам.

Япония полностью переходит на всеобщее бесплатное не только среднее, но и высшее профессиональное образование. Такой ориентир наметила для себя Южная Корея. Германия планирует к 2020 г. иметь лишь 10% коммерческих мест в университетах

Еще одной причиной деградации российской образовательной системы стал неверно выбранный ориентир, связанный с болонским процессом. Образовательная система Запада весьма далека от идеала. Спорно даже само ее позиционирование в качестве лучшей из мировых образовательных систем. Сами западные экперты не единожды признавали отсутствие у Запада первенства в качестве образования. Признавались, в частности, качественные преимущества советской школы. Еще один удар по российскому образованию оказался связан с разрушением национальной системы педагогики. Проблемное обучение, которым всегда было сильно российское образование, замещается механическим тестированием. Задача стала заключаться не в том, чтобы понять и объяснить явление, а в запоминании некой совокупности фактов. В школах и вузах в соответствии с установленными критериями происходит «натаскивание» на решение тестовых занятий. Формируется человек с набором готовых ответов по каждой из обозначенных в образовательных программах дидактических единиц. Выхолащивается наиболее сильная качественная сторона учащихся – умение постигать сущность проблемы и находить нестандартные способы решений.

При универсализации тестового контроля воспитание и развитие выводятся за рамки новой системы организации учебной деятельности. Остается лишь функция обучения. Между тем, в России образование всегда было связано с воспитательными функциями. Такая модель школы сформировалась давно. Традиционная коммуникация по линии ученик-учитель предполагала наличие духовной связи. На Западе исторически утвердилась другая модель образования – клиентная. Характерная для Запада модель клиентных отношений оказалась экстраполирована в Россию. Образование стало замещаться понятием «образовательные услуги». Коль скоро учащийся выступает в качестве клиента, то право воспитания его у учителя отсутствует. Степень социализации учащегося, характерная для российской традиции, резко упала. Продолжала разрушаться инфраструктура лечебно-профилактической помощи населению. Тренд деградации статистически прослеживается по многим классическим показателям, характеризующим инфраструктурную развитость медицины.

Прямым результатом разрушения соответствующих медицинских инфраструктур явилось заметное ухудшение за 2000-е гг. состояния здоровья нации.

Показатель численности заболевших приобрел определенно выраженный тренд возрастания. Восстановления отечественного научного потенциала не произошло. Устойчиво сокращалось число научно-исследовательских организаций и контингента ученых. Продолжился процесс ликвидации публичных библиотек. Одновременно происходит сокращение библиотечного книжного фонда. В состоянии системной деградации продолжали находится и другие инфраструктурные ниши российской культуры. Происходит устойчивое сокращение численности учреждений культурно – досугового типа (домов культуры, клубов). Продолжается последовательное снижение числа платных киноустановок (кинотеатров, кинозалов). Широко рекламировалась идея российского проекта «Силиконовой долины» в Сколково. Стратегия подхода заключается в анклавном типе развития. Анклавизация в этой модели относится не только к науке, но и к экономике, социальной сфере, инфраструктуре спорта и т.д. Отсюда возникли планы сокращения деревень и даже малых городов, повышения степени урбанизации страны, дальнейшего обезлюживание территорий, что есть прямая угроза территориальным скрепам государства.

Отсюда же исходила реальная практика усугубляющейся дифференциации по уровню жизни между Москвой и провинцией, между областными городами и самой областью. Существенному преобразованию подверглись российские вооруженные силы. Главная оперативная проблема, возникавшая перед российским командованием во время масштабных войн, всегда заключалась в удержании территории. Необходимо было держать войска по всему периметру большой страны. Не представлялось возможным сосредоточиться на узком театре боевых действий без того, чтобы сделать уязвимой остальную территорию. Как ответ на указанный вызов эволюционировала система российских вооруженных сил. Ее особенность заключалась в наличии крупного воинского и мобилизационного резерва. Способствовала этому система всеобщего призыва в армию. С этим было связано непропорциональное солдатскому контингенту количество офицерских и генеральских должностей. При массовой мобилизации почерпнутый из резерва солдатский контингент резко возрастал и диспропорция исчезала.

Военная реформа 2000-х гг. исходила из другого видения военных угроз. Она сориентирована на борьбу с террористами, военные конфликты локального порядка, но не на столкновение с серьезным противником, таким как, например, войска НАТО.

Изменилась военная доктрина, структура и дислокация войск, система управления ими. По мнению ряда экспертов риски и угрозы для обороноспособности страны в результате военной реформы возросли. Рискованной в плане возможных последствий стала и реформа МВД. В качестве одной из главных мер стало сокращение численности российской милиции. Действительно, в странах Запада отношение числа сотрудников правоохранительных органов к населению меньше. Однако без учета пространственного фактора такое сравнение некорректно. В России - 158 тысяч населенных пунктов, при этом 46 тысяч из них лишено телефонной связи. Во многих из них милицейские посты отсутствуют. Речь, таким образом, должна была идти не о сокращении, а об увеличении численности российской милиции. Необоснованным по целям и по расходам стало переименование милиции в полицию. В целом облик российской государственности приобрел в постсоветский период характерные черты для страны, потерпевшей поражение в «холодной войне», и не находящей исторических сил для преодоления этой ситуации. В 2000-е годы обвальные процессы 1990-х гг. были приостановлены. Но стало достаточно очевидным, что для перехода к социально экономическому развитию нужно изменение несовместимой с успешностью страны ее модели. Целый ряд социально-политичесих процессов заложил основы для нарастающего и неизбежного социального конфликта.

Мировое положение России, серьезно пошатнувшееся в 1990-е годы, также не было восстановлено в своих прежних геополитических потенциалах. Страна, по значительному набору критериев, стала относиться к региональной и второстепенной державе. Вместе с тем, потенциал России, связанный с ее цивилизационной идентичностью, ресурсами, народными качествами, оказался весьма устойчивым, до конца не разобранным, что дает стране шанс на возрождение и восстановление своей государственности и успешности. Задачи такого возрождения были сформулированы В.В. Путиным в 2012 году, вначале в период предвыборной президентской кампании, а затем в Послании Федеральному Собранию. Основные политические шаги после возвращения В.В. Путина в должность президента свидетельствуют о серьезном намерении изменения модели страны. Граждане России услышали из уст главы государства такое, что звучало на уровне высшей государственной риторики почти четверть века: о цивилизационной идентичности России, о русском факторе становления российской государственности, о духовных скрепах, о патриотизме, о собственных национальных стандартах жизнеустройства, нетождественных стандартах Запада и др. Лед тронулся…

Центр проблемного анализа и
государственно-управленческого проектирования
Фрагмент 30-ой главы книги
"История России. Учебник для учителя"
14 мая 2013 г.
http://www.rusrand.ru



Лебедев Сергей 27 май 13, 21:00
+31 9

"Операция длиной в полвека"

Как британские спецслужбы участвовали в борьбе с "империей зла"

 

Стратегия


В сентябре 1982 г. администрация США провела закрытую конференцию представителей ЦРУ, ЮСИА, "Голоса Америки", Радио "Свобода" и "Свободная Европа", на которой были утверждены меры по дальнейшему усилению идеологического давления на коммунистические страны. При этом была поставлена цель: "вынудить страны коммунистической орбиты пойти под влиянием настроений народа и экономической необходимости на уступки, которые могли бы стать зародышем демократических реформ и революций". Так была подхвачена и получила практическое воплощение идея Збигнева Бжезинского о постепенной дестабилизации положения в государствах Восточной Европы и, в частности, Польше как в "самом слабом звене среди коммунистических стран".

Впрочем, еще в январе 1948 г. конгресс США принял закон # 402, предписывающий американским СМИ, работающим на заграницу, "оказывать планомерное и систематическое воздействие на общественное мнение других народов". 15 апреля 1950 г. президент США Трумэн одобрил выработанную Советом национальной безопасности секретную директиву # 68, в которой Советский Союз был объявлен "врагом номер один" и ставилась задача "обеспечить коренное изменение природы советской системы, посеять внутри этой системы семена ее разрушения, поощрять и поддерживать беспорядки и мятежи в избранных, стратегически важно расположенных странах — соседях СССР".

Причем американцы опирались на опыт британских союзников. В конце октября 1939 г. английскому правительству был представлен "Меморандум #5736/G", подготовленный английской военной разведкой. Фактически это была долговременная программа действий, направленная на дестабилизацию положений в ряде советских республик Средней Азии и Закавказья, рекомендовавшая, в частности, проведение комплекса операций "с использованием религиозных, антирусских и националистических чувств и той ожесточенной ненависти, которую должен вызывать к себе нынешний режим во многих слоях населения".

План "Льотей"


В истории Сикрет интеллидженс сервис (МИ-6) наивысшим достижением ныне считается долгосрочная операция "Льотэй", проводившаяся с конца 1940-х и вплоть до начала 1990-х гг. и направленная на разложение единства коммунистического лагеря. При этом был использован богатейший английский опыт стравливания оппозиционных британской короне движений.

Авторство замысла операции принадлежит заместителю директора МИ-6 полковнику Валентайну Вивьену. В качестве шефа внешней контрразведки он был осведомлен о существе всех операций МИ-6 на территории СССР, о специфике зарубежной активности советской разведки, а также о результатах разработки британскими спецслужбами крупнейших коммунистических партий в Европе.

Естественно, Вивьен знал и все подробности разногласий, возникших в этот период между Москвой и Белградом. Анализ этих материалов подтолкнул его к мысли о разработке комплексного плана борьбы с "советской угрозой" и использования ради этого всех имеющихся сил и средств на государственном уровне. Руководствуясь существовавшей в недрах МИ-6 практикой, Вивьен передал проект всем старшим офицерам, для того чтобы узнать их мнение. После того как все комментарии и замечания были проанализированы, на свет появился документ, который позднее стал руководством для подразделений британской разведки, вовлеченных в операции против стран "русской орбиты".
План содержал теоретически обоснованные предложения по созданию такой ситуации, в результате которой лидеры европейских компартий и советские руководители были бы вынуждены бороться друг против друга. Этой инструкцией предусматривались фактически все аспекты механизма "сталкивания лбами".
Рождавшиеся при этом "искры" должны были разжечь пламя борьбы с мировым коммунизмом. Подробнейшая инструкция предусматривала инструментарий, источники финансирования и соображения по штатному расписанию всех субъектов борьбы с "коммунистической угрозой".

Аналитики британской разведки очень быстро поняли, что, если социалистическое сообщество лишить цельной идеологии и перессорить его членов между собой, весь монолит соцсодружества может рассыпаться. Именно в этой связи восточноевропейский отдел Оперативного управления МИ-6 стремился осуществлять постоянный контроль за развитием оперативной обстановки в Югославии, Польше и Венгрии. По данным агентуры отдела, выраженный "национализм" в рамках политики, проводимой в конце 1950-х гг. многими коммунистическими партиями, особенно в перечисленных странах, являлся главным образом реакцией на "отход Сталина от ленинских принципов интернационализма". Англичане, опираясь на этот тезис, не без оснований полагали, что все попытки СССР установить свое доминирующее положение в Восточной Европе рано или поздно должны будут вызвать сопротивление сторонников ленинской концепции "равенства и пролетарского интернационализма".

Кстати, небезынтересно, почему операция получила именно такое название.

Дело в том, что Льотэй — это французский маршал, участвовавший в колониальных войнах в Северной Африке. В преамбуле к плану МИ-6 был упомянут следующий эпизод из его жизни: "...однажды Льотэй направлялся со своей свитой во дворец, стоял полдень, нещадно палило африканское солнце.
Когда изнывающий от жары маршал распорядился по обе стороны дороги посадить деревья, которые давали бы тень, один из приближенных маршала заметил: "Но ведь деревья вырастут через 20-50 лет". "Именно поэтому, — прервал его маршал, — работу начните сегодня же". Этот принцип долговременности и был положен в основу операции, результаты которой предполагалось получить не сразу, а где-то ближе к концу столетия.

Суть операций заключалась в проведении последовательного комплекса акций на первый взгляд малозначительных и несущественных. Как предполагалось, в сумме своей они должны были принести плоды не ранее исхода XX в. Однако конечная цель выглядела настолько заманчивой, что даже не привыкшие идти на необоснованные затраты англичане (в Великобритании ни одна долгосрочная операция спецслужб не утверждается на государственном уровне без учета мнения министра финансов) санкционировали финансирование ее реализации.

С самого начала "Льотэй" задумывался как тотальный и непрерывно действующий механизм. Его главной задачей являлось постоянное выявление и перманентное использование трудностей и уязвимых мест внутри стран советского блока. В процессе реализации плана его исполнители должны были использовать все возможности для сбора разведывательных данных, обобщения их и организации соответствующих мероприятий, направленных на противопоставление интересов внутри стран Варшавского договора. При этом наиболее высоко ценились информация и операции, которые могли послужить делу подрыва престижа правящих партий и органов государственной власти, а в особенности парализации деятельности органов правопорядка, спецслужб и вооруженных сил.

Исполнители


Непосредственное планирование и организация операций в рамках "Льотэя" были поручены специальной группе, которую возглавил ответственный представитель министерства иностранных дел Великобритании. Указанная группа была создана британским Комитетом по борьбе с коммунизмом 29 июня 1953 г. Осуществление сбора разведывательной информации и планирование ее дальнейшего использования в свете поставленных задач было возложено на МИ-6.

Аналогичные планы долговременных операций по разложению социалистического блока и каждой социалистической страны в отдельности были составлены и спецслужбами других стран Запада. В функции МИ-6, как головного подразделения разведывательного сообщества стран НАТО в Европе, была передана координация общих усилий на этом участке деятельности западных спецслужб.

"Льотэй" предусматривал создание на правительственном уровне ряда специальных органов по планированию и координации акций, направленных на подрыв коммунистических идей. В этих целях в 1953 г. при кабинете министров Великобритании появляется Комитет по борьбе с коммунизмом, который возглавил заместитель министра иностранных дел. В состав комитета с красноречивым названием вошли высокопоставленные представители разведки, министерства обороны, министерства иностранных дел, объединенного комитета начальников штабов и т.д. Первым председателем этого комитета стал Глэдуин Джэбб, имя которого он и получил. Позднее "Комитет Джэбба" был заменен консультативным комитетом по вопросам психологической войны ("Комитет Додса-Паркера"). Все перечисленные органы на государственном уровне планировали и целенаправленно проводили тайные операции "психологической войны", предусмотренные планом "Льотэй".

Заметим, что на языке спецслужб "тайные операции" — "действия, тайно предпринимаемые какой-либо правительственной организацией с целью оказания влияния на политическую, экономическую или военную ситуацию за пределами собственной страны так, чтобы при этом роль правительства не была очевидной или не была бы общественно признанной". Понятие "психологическая война" означает "планомерное проведение пропагандистских и других психологических операций для оказания влияния на мнение, чувства и поведение враждебных иностранных группировок в целях достижения целей национальной политики".

"Специальные психологические операции" — это симбиоз целенаправленного и планомерного использование высшим государственным руководством скоординированной агрессивной пропаганды, идеологических диверсий и других подрывных политических, дипломатических, военных и экономических мероприятий для прямого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чувства и в итоге на поведение противника с целью заставить его действовать в нужном направлении.

Исходя из этих определений, в конце 1950-х гг. в структуре МИ-6 закрытым распоряжением шефа разведки было создано особое подразделение под названием Специальные политические акции (СПА). В директиве сущность внешнеполитических акций была определена следующим образом — "...осуществление таких политических мероприятий, как организация переворотов, обеспечение работы "тайных" радиостанций, проведение подрывных акций, издание газет, книг, срыв международных конференций или же руководство ими, оказание влияния на выборы и т.д." В структуре СПА была также создана специальная секция, которая называлась "Проп" (пропаганда), которая отвечала за подготовку и передачу на Би-би-си материалов, предназначенных для целевого продвижения в эфир. Кроме этого в интересах поддержки пропагандистских передач Би-би-си в составе МИД Великобритании был создан Информационно-исследовательский центр, который действовал в тесном контакте с МИ-6 и финансировался из бюджета разведки. В функции центра в соответствии с планом "Льотэй" входило получение и аналитическая обработка разведывательной информации об СССР и странах Восточной Европы, которая затем препарировалась таким образом, чтобы показать "пороки коммунизма". Подготовленные соответствующим образом материалы в обезличенном виде поступали в Европейскую службу Би-би-си для использования в ее передачах. Особое внимание при этом уделялось вопросу повышения достоверности радиопередач и увеличения доверия к радиостанции со стороны определенных контингентов слушателей.

Слежение за иностранными радиовещательными станциями и всеми гражданскими радиостанциями было организовано правительством Великобритании еще в 1939 г. Эта функция была поручена Службе слежения корпорации Би-би-си, размещенной в городе Рединг. Руководство службой осуществляет министерство иностранных дел, а финансирование — министерство финансов. Радио превратилось в настоящее оружие идеологической войны с тщательно разработанными приемами.

В декабре 1947 г. в Англии в качестве составляющей операции "Льотэй" был разработан стратегический план "Пропаганда третьей силы". Согласно его концепции Управлению коммунистической информации Форин офиса рекомендовалось "действовать уравновешенно, придерживаясь правдивой информации и сочетать антикоммунизм с антикапиталистическими аргументами, как это делается в спорах с парламентской лейбористской партией".

Одновременно в английской разведывательной службе для работы против СССР и стран Восточной Европы на территории Украины и Прибалтики был создан отдел "Нора" во главе с английским подданным русского происхождения Маккибином.

Практическая реализация


В летний сезон 1953 г. театр тайных операций получил наконец долгожданную возможность для дебютов и премьер. 17 июня в Восточном Берлине советским комендантом было введено чрезвычайное положение, поскольку на Сталин-аллею совершенно неожиданно для спецслужб СССР и ГДР вышло 100 тыс. человек. В других городах Восточной Германии к ним присоединилось еще 400 тыс. немцев.

При этом экономические требования переплелись с политическими, а общее число протестантов достигло 2 млн. Для подавления восстания были посланы советские войска. По данным Хайнца Фельфе, агента советской разведки в структуре БНД, инициаторами попытки путча, известного как операция "Юно" в рамках программы "Льотэй", были ЦРУ и Организация Гелена.

Реализуя директиву плана "Льотэй" на дестабилизацию обстановки в соцстранах и создание внутренней оппозиции, МИ-6 фактически за два года до начала волнений в Венгрии приступила к обучению будущих венгерских повстанцев обращению со взрывчатыми веществами и огнестрельным оружием. В этих целях в 1954 г. был налажен тайный вывоз диссидентов через венгерскую границу в британскую зону Австрии для обучения на специальных курсах подготовки боевиков. Оперативные работники МИ-6 встречали их на венгерской границе, чаще всего в пограничном городе Грац, и переправляли в горы к месту дислокации специально организованных курсов подготовки. После завершения трех-четырехдневных курсов их отправляли обратно в Венгрию. Так осуществлялась подготовка спецрезерва для будущего восстания.

О роли МИ-6 в подготовке восстания рассказывается и в книге Майкла Смита "Новый план, старый кинжал". В ней говорится, что катализатором восстания стало известие о секретной речи Хрущева в 1956 г. и развенчании им Сталина.

Это породило требование реформ, усилившееся в связи с вынужденной отставкой в 1955 г. либерального премьер-министра Венгрии Имре Надя. 23 октября 1956 года, как утверждается в книге Смита, 250 тыс. человек приняли участие в студенческой демонстрации в Будапеште, где звучали требования о выводе советских войск и возвращении Имре Надя. Имели место столкновения с силами безопасности, после чего в толпе появилось большое количество оружия. Говорили, что значительная его часть поступила с американских складов в Австрии, а другая была английского происхождения. В результате применения спецподразделениями "Комитета Додса-Паркера" и МИ-6 специальных методов психологической войны многие венгерские военные начальники примкнули к демонстрантам. Начался процесс образования новых органов власти: в городах — революционные комитеты, на заводах, по примеру югославов, — рабочие советы. Звучали требования вывода "оккупационных войск" из города.

После подавления восстания частями Советской армии 155 тыс. венгров бежало в Австрию. Британское правительство ответило решением о принятии 1500 эмигрантов, а потом полностью сняло квоты.

Извлеченные уроки


В 1959 г. в секретном приложении к плану "Льотэй" с учетом уроков, извлеченных из событий в Венгрии, западным спецслужбам были даны новые установки по корректировке основных целей и задач в отношении социалистических стран. Для дестабилизации обстановки в этих странах, в частности, было предложено приступить к созданию внутренней оппозиции, поддержки инакомыслия и более решительно использовать в этих целях существующие этнические и конфессиональные особенности населения.

Эти директивы, в частности, были использованы при подготовке, а также информационной и боевой поддержке афганских моджахедов, которым был открыт доступ к высокотехнологическим вооружениям.

Начиная с 1985 г., американские и британские спецслужбы широко снабжали моджахедов полученными со спутников разведывательными данными о советских целях на поле боя. Это было началом создания современной сети военного интернета. Американская разведка установила места нахождения ведущих советских генералов и регулярно следила за их передвижениями, также как и за передвижениями командующих, прибывающих в командировку из Москвы. Вся эта информация передавалась моджахедам. Им же сообщались планы военных операций, основанных на разведывательных данных, полученных со спутников, а также другие материалы, добытые в результате перехвата советских сообщений.

В перечень поставок боевой техники, передаваемой моджахедам, входили секретные средства связи, взрывные устройства замедленного действия и тонны пластиковой взрывчатки "С-4" для актов саботажа в городах и партизанских налетов. В списке поставок значились дальнобойные снайперские винтовки со сложным оптическим прицелом и с очковыми приборами ночного видения для стрельбы на дальние дистанции, а также прицельные устройства для минометов, связанные со спутником американских ВМС, современные зенитные ракеты "Стингер", портативные снаряды с проводным наведением и другое оборудование. В целях конспирации оружие, закупаемое в больших объемах, обычно было копией советских образцов. Некоторая часть оружия имела китайскую, египетскую и польскую маркировку. В общей сложности, по официальным данным, США направили моджахедам оружие и деньги на сумму превышающую 2 млрд. долл. Это была самая крупная программа тайных операций со времен Второй мировой войны.

Специалисты разведки и офицеры вооруженных сил поставляли надежные средства связи и обучали, как пользоваться ими. Эксперты психологической войны провозили пропагандистские материалы и книги. Профессиональные подрывники инструктировали, как пользоваться взрывчаткой, химическими и электронными таймерами и приборами дистанционного управления ракетными установками, позволяющими приводить их в действие без присутствия моджахедов.

Для специальной подготовки моджахедов были организованы секретные учебные центры, оборудованные среди прочего электронными стимуляторами, позволяющими обучающимся прицеливаться и вести огонь на большом экране без фактического использования дорогостоящих ракет. В учебных центрах велось обучение партизанской войне и саботажу в городах, обучали навыкам нападений на автомашины, склады горючего и боеприпасов, нефтепроводы, туннели и мосты.

Без тайной программы поддержки западными спецслужбами моджахедов результаты войны в Афганистане могли оказаться другими. Без информационной поддержки разведывательными сведениями, поставлявшимися ЦРУ, многие бои были бы моджахедами проиграны. Без обучения инструкторов моджахеды были бы ужасно плохо оснащены для борьбы со сверхдержавой и нанесения ей конечного поражения.

Туристический "полигон"


Показателен и еще один аспект операции "Льотэй".

В начале 1960-х гг. при осуществлении МИ-6 широко использовались возможности туризма. В этих целях британской разведкой была разработана специальная программа под кодовым названием "Полигон". В ее основу было заложено задействование в разведывательных целях "легальных путешественников", то есть лиц, выезжающих в страны Восточной Европы в качестве участников международных совещаний, симпозиумов, конференций и т.д. Директором МИ-6 была подписана специальная директива по использованию туризма (как подданных Великобритании, так и граждан других стран) для сбора разведывательной информации и проведения акций в рамках "психологической войны". В директиве давалась установка на особое внимание, которое путешествующие разведчики должны уделять объектам, закрытым для дипломатических представителей, особенно расположенным в Прибалтике, на Западной Украине, на Урале, в городах по Сибирской железнодорожной магистрали, районах Крайнего Севера, а также ленинградском и одесском железнодорожных узлах.

Директива была разослана в резидентуры МИ-6 во многих странах, где находились представительства советского "Интуриста". Особое внимание в ней обращалось на установление контактов с потенциальными источниками информации. Позднее эта программа была распространена на развивающиеся страны Африки и Азии, где имелись объекты в лице представителей СССР и Восточной Европы.

За проведение операции отвечал 3-й отдел Оперативного управления МИ-6, в обиходе разведчиков известный как "группа русской орбиты". В функции этого отдела входило руководство работой резидентур, действующих в СССР и других странах Восточной Европы. Этот же отдел отвечал за накопление, обработку и классификацию разведывательной информации по различным объектам на указанной территории, а также за сбор сведений, которые были необходимы для организации разведывательной работы в этом регионе. "Группа русской орбиты" обеспечивала содействие другим "географическим" подразделениям МИ-6 при инструктаже их агентуры, выезжающей в СССР. Она же вела специальные учеты и осуществляла проверку кандидатов на вербовку, подбираемых для таких поездок. Аналитиками разведки для туристов из МИ-6 были разработаны специальные вопросники.

Станислав Лекарев
24 мая 2002 г.
http://svr.gov.ru

Лебедев Сергей 4 май 13, 18:15
+28 11

Затяжной прыжок Аллена Даллеса

В декабре 1946 года английская спецслужба SIS начала разрабатывать операцию под общим названием «проникновение вглубь». Целью разрабатываемой спецоперации была засылка шпионов в Армению и Грузию через границу Турции. По плану операции предполагалось переправить несколько небольших групп для изучения обстановки и возможности создания агентурной сети для длительного пребывания кадровых разведчиков SIS в Закавказье.



Главой резидентуры SIS в столице Турции, Стамбуле был назначен Ким Филби, в его задачу входил подбор подходящих для этого дела людей и непосредственная подготовка агентов к переходу границы.





Филби Ким (настоящее имя Гарольд Андриан Рассел Филби) — крупнейший советский разведчик, генерал КГБ СССР, Герой Советского Союза



Как нетрудно догадаться, об этих коварных планах английской разведки незамедлительно стало известно Москве. Сталин даже взял под личный контроль все мероприятия, препятствующие осуществлению планов SIS, проводимые спецслужбами. По замыслу Филби, провал первой же заброски боевиков заставит англичан и их партнеров американцев отказаться от дальнейших планов.

В Турции подходящих на роль боевиков людей не нашлось, и поэтому агенты были подобраны и присланы из Лондона, это были два молодых грузина.

Первый переход границы был осуществлен весной 1947 года. Агенты в сопровождении Филби и главы турецкой службы безопасности прибыли в турецкую деревню Позов, откуда грузины и двинулись в сторону границы. При свете луны Филби наблюдал, как оба грузина были сражены автоматным огнем пограничников.

План Филби сработал, SIS навсегда оставила идею заброски своей шпионской агентуры на территорию СССР. Но план сработал только наполовину, на американцев демонстративная ликвидация английских агентов не подействовала. Они решили продолжить попытки, только теперь не по земле, а по воздуху.

В конце 40-х, начале 50-х годов прошлого столетия руководство США испытывало большой дефицит сведений о военном и экономическом положение дел в СССР.

С приходом в ЦРУ Аллена Даллеса деятельность по подготовке шпионских акций против СССР резко активизировалась. Учитывая неудачный опыт англичан, переброску решено было осуществлять по воздуху, закипела работа по подготовке, в которой принимал активное участие большой специалист по СССР, глава западногерманской разведки Рейнхард Гелен.



Глава ЦРУ Аллен Даллес



Так как после войны на Западе осталось много бывших советских граждан, не захотевших вернуться на родину, с подбором агентуры проблем не возникло. Первыми агентами-нелегалами стали два дезертира власовца - Ященко и Воронец. C американского самолета, они были выброшены над Минском, в августе 1951 года.

Для них были разработаны убедительные легенды, Ященко по выданным ему отлично сделанным, фальшивым документам носил фамилию Касапов, его целью являлась поездка на Урал для поиска атомных объектов. Воронец по документам Раенко, рабочий табачной фабрики, якобы проводит отпуск на кавказском курорте, цель была та же: обнаружение атомных предприятий. Возвращаться им надо было опять же через турецкую границу в районе все той же деревни Позов.

В экипировку агентов входили: пистолет «Парабеллум», складной велосипед, пять тысяч рублей, кожаный кисет с золотыми червонцами и несколько пар советских часов, на случай подкупа. Радиоцентр ЦРУ, находящийся в Афинах, принял от них сообщение о удачном приземление и, все…

Следующую информацию о своих агентах они получили только через три месяца, из центральных советских газет, в которых сообщалось о поимке и расстреле по приговору суда двух американских шпионов.

А тем временем в сентябре того же года был отправлен еще один самолет, на этот раз на Кишинев.

И опять неудачно… 25 сентября оперативный дежурный МГБ Молдавской ССР из штаба ВВС получил телефонограмму следующего содержания: «В 2 часа 24 минуты посты ВНОС зафиксировали появление неопознанного воздушного судна с отключенными бортовыми огнями. Самолет летел на большой высоте в направлении Кишинёва. В районе Каушаны-Бендеры самолёт резко пошел на снижение, сделал круг и, набрав высоту, улетел в сторону черноморского побережья.

Поднятые по тревоге перехватчики догнали самолет-нарушитель. На предупредительные сигналы нарушитель не реагировал и в 2 часа 58 минут был атакован. У подбитого истребителями самолета загорелось левое крыло, и он упал в море. Пилоту самолета удалось выпрыгнуть с парашютом, в море он был подобран сухогрузом «Жолио Кюри». В ходе проведенного допроса было выяснено, что в районе снижения самолёта, был произведен выброс одного парашютиста».

Уже через час после поступления телефонограммы парашютист оказался в руках МГБ Молдавии.

Парашютиста звали Константин Хмельницкий (по легенде курсант по кличке «Солист»), от роду ему было всего 25 лет. Но несмотря на столь молодой возраст Хмельницкий был матерым предателем, за плечами которого была служба в батальоне СС, в составе которого он воевал против союзнических войск в Италии, на службу к фашистам он добровольно поступил в пятнадцатилетнем возрасте. После капитуляции он перебрался во Францию, учился в Сорбонне, но вскоре узнал о том, что американцы вербуют молодых русских и украинцев для выполнения шпионских миссий в СССР. Бросив учебу, он поступил в диверсионно-разведывательную школу, где в течении года проходил обучение и постигал азы диверсионного дела, под руководством инструкторов американцев. Диверсионную школу он окончил с отличием и был лично представлен Гелену.

Теперь работа закипела у наших… В октябре «Солист» вышел на связь с центром, находящимся на территории ФРГ, с сообщением о том, что он приступил к выполнению задания. Поток важных разведсообщений посыпавшийся в центр, просто ошеломил американцев. Согласно донесениям «Солиста», он развил бурную деятельность на территории СССР, создавал подпольные ячейки на всей территории Советского Союза, готовил диверсионно-террористические акции и распространял компромат на советских должностных и партийных лиц.

Также он исправно производил «закладки», с пробами земли и воды, взятыми возле промышленных объектов Атоммаша. И хотя все «закладки» были абсолютно нейтральны и бесполезны, бурная деятельность «Солиста» серьезно впечатлила шефа ЦРУ Даллеса, и он лично поздравил Гелена с грандиозным успехом…

Но главное выступление «Солиста» состоялось летом 1954 года на пресс-конференции для двухсот западных журналистов аккредитованных в Москве, которую организовал МИД СССР.

На ней Хмельницкий, с честным взглядом отвечая на вопросы иностранных репортеров, поведал о том, что он с 1945 года является агентом советской контрразведки. Его обучение в американской диверсионной школе было заданием наших спецслужб. В рассказе об обучении он не без юмора рассказал, как американцы поощряли среди курсантов азартные игры, пьянство и разврат. И выдал главную сенсацию, для которой собственно и была организована пресс-конференция: «Солист» рассказал репортерам как он по заданию органов госбезопасности СССР три года успешно вел радиоигру с американским центром, в результате которой, по его словам, были раскрыты многие секретные планы ЦРУ.

Случившийся конфуз поверг в шок мировую общественность, канцлер ФРГ отдал приказ Гелену немедленно прекратить все парашютные операции против СССР. Упрямые американцы какое-то время еще пытались продолжать заброску, каждый раз узнавая результат из советской печати.

В период с 1951 по 1954 года нашей контрразведкой было поймано около тридцати парашютистов, большая часть которых была расстреляна. Остальные использовались в радиоиграх, так же как и знаменитый «Солист».

Американцы успокоились только в 1956 году, когда на вооружение поступил высотный разведчик «U-2», глава ЦРУ Даллес отдал приказ навсегда отказаться от заброски парашютистов-шпионов на территорию СССР.



Высотный самолет-разведчик U-2



Вадим Собин
18 марта 2013 г.
http://topwar.ru

Лебедев Сергей 19 мар 13, 09:28
+36 16

Ложь и ненависть

http://rostend.su/images/site/mms2/132096_272.jpg
Фильм о шпионской, подрывной и прочей враждебной деятельности Западных спецслужб против СССР и ее граждан. Рассказывается о укрытии Штатами авиапиратов и убийц советской бортпроводницы Надежды Курченко, взрывах в советских учреждениях за рубежом, убийстве советских дипломатов, об провозе контрабандой подрывных материалов и прочем, прочем...





Год выпуска: 1980.
Жанр: документальный.
Продолжительность: 00:56:01.
Режиссер: Алексей Максимов.


Лебедев Сергей 16 мар 13, 17:33
+32 14

Хотите попросить политического убежища в Европе?

Оппозиционерка не нашла за границей не только рая, но и даже шалаша


Ольга Класковская - журналист из Беларуси, оппозиционная активистка. В 2006-м эмигрировала сначала в Польшу вместе с маленькой дочерью. Затем - в Норвегию, Швецию. Там вышла замуж и родила сына. Несколько дней назад миграционные власти Швеции приняли решение о депортации Класковской.

Сами понимаете, заподозрить такого человека в симпатиях к российским властям (не говоря уже о белорусских) невозможно. Тем более ценным становится ее свидетельство, с чем в реальности приходится сталкиваться тем, кто мечтает «свалить за бугор», теша себя мыслью, что там они кому-то нужны... Как ошибочно считал оппозиционер Александр Долматов, недавно повесившийся в голландской тюрьме...

Первые открытия


Из статьи Ольги Класковской «Скандинавская демократия для беженцев»

«Признаться честно, если бы еще год назад мне кто-то сказал, что придется пройти в жизни через подобный ад и что такое в принципе возможно (тем более в «демократической Европе»), никогда бы не поверила! Возможно, просто рассмеялась бы в лицо этому человеку. Либо подумала бы, что этот человек явно повредился рассудком... либо он агент КГБ. Как же такое возможно? В Европе, в Скандинавии, оплоте демократии, у рьяных борцов за права человека?.. Я ведь так много репортажей сделала о демократических ценностях Европы... А сколько мы чашек кофе перепили с теми же европейскими дипломатами и прочими миссионерами в Минске, Варшаве, на различных фуршетах/банкетах - все размахивали руками: мол, молодцы, ребята! Сражайтесь за демократию в Беларуси! Мы с вами! И никогда не оставим вас в беде…

Когда коснулось реальной помощи - все, размахивающие некогда руками и бившие себя пяткой в грудь, моментально испарились... Вот и все. Какие лозунги? Какие права человека?..

...Осло встретил холодным пронзительным ветром… В комнате, так сказать, ожидания примерно сто человек, основная масса которых - выходцы из африканских стран. Помещение со всех сторон заколочено, жуткая вонь. Ощущение удушья. С ужасом начинаем осознавать, что только практически мы одни там белые. Часть африканцев смотрит на нас с интересом и недоверием. Большинство - демонстративно презрительно. Проходит несколько часов - нас так никто и не позвал никуда...

И вот мы в транзитном лагере Танум, что недалеко от Осло. Такое ощущение, что нахожусь где-то в Кабуле или Могадишо... Вокруг руины и жуткие грязные бараки. Лес. Ноль цивилизации. Сомалийцы в национальных балахонах играют в пинг-понг. Дико ржут... Белых - единицы. Человек 5 - 7. Сочувственно, солидарно переглядываемся...

В приемной араб с деловым, наглым видом (уже, видать, забыл, что сам вчерашний эмигрант...) распределяет людей по комнатам. Нас заселили в последнюю очередь! И это при том, что только мы там были с ребенком и что наша комната уже давно была свободна!

После заселения нас сразу же сделали дежурными по уборке. Козлами отпущения, иными словами. Это означает, что мы должны были мыть весь этаж плюс туалеты (общие) и душ. Я категорически отказываюсь. С таким африкано-афганским контингентом... - еще не хватало какой заразы подцепить! Кто их вообще проверял на наличие каких-либо болезней/инфекций? Плюс сосед-армянин, доктор по специальности, сообщил, что недавно здесь случайно выявили одного негра, больного малярией...

Я провела в Тануме 5 дней и за эти пять дней не видела ни одного негра, который бы убирал в туалете. То сербы, то македонцы. Короче, только белые (которых там на пальцах одной руки можно было пересчитать)...»



Ольга Класковская считала, что в Беларуси с правами человека проблемы.
<Но настоящий сюрприз ожидал ее в демократической Европе.
Фото: Сергей ГАПОН («КП» - Минск»)/соцсети.



Бремя белого человека


- Ольга, скажите, это отношение к мигрантам из Восточной Европы - правило или исключение?

- Правило без исключений. Вернее, я таковых исключений не наблюдала. Я не могу понять, в предыдущем году 111 тысяч иностранцев получили вид на жительство в Швеции. Можно догадаться, кто именно: африканцы и арабы. Я жила среди этих людей. В основном - паразитирующие элементы, которые никогда не интегрируются здесь, никогда язык не выучат, не будут уважать эту культуру.

Люди даже не знают, как унитазами пользоваться. Приходилось учить. И, когда мне, как маме шведского гражданина, среди этих 111 тысяч места не нашлось, это коробит. Как они это все формулируют и как относятся - это натуральное бесчеловечное скотство. Мою старшую дочь Мирославу в школе побили арабы. Я даже вызвала полицию, побои сняли у ребенка. Полиция сфотографировала синяки. И потом дело закрыли. Полиция - коренные шведы - говорит: вы же должны понимать, что у них другая культура.



Для таких парней в ЕС закрыта дверь.
Что не мешает им пролезать через окно.
Фото: REUTERS



Из статьи Ольги


«Прихожу в столовую. На ужин - тарелка макарон и чай (по-моему, без заварки). Вся столовка забита сомалийцами и афганцами. Жрут руками. Отрыгивают. Ребенок категорически отказывается есть. Беру с собой пару кусочков хлеба и сыра. На входе меня тормозят работники-арабы. Мол, так, мол, и так: ничего нельзя выносить из столовой… В течение всего времени, что довелось провести в Тануме, ублюдки-работники подкатывались ко мне с нелицеприятными предложениями. Подонок, который забрал бутерброд у Миры, открытым текстом предложил вскоре: «А давай сходим погуляем вместе... Я тебе тогда очень много хлеба и сыра разрешу вынести из столовой! Никогда не будешь голодать со мной!»…

Транзитный лагерь с чудным названием Хашлемон находится на границе со Швецией. Тоже в лесу. Нас селят в восьмиместную женскую комнату. Основной контингент - Палестина, Ирак, Китай, Иран. Семейные пары разъединяют. Мужа забрасывают в мужскую «камеру», жену - в женскую. Мол, нет мест селить семьи вместе... А как же статья 13 Европейской конвенции по правам человека о «праве на семью»?.. И вообще всевозможные конвенции по правам человека, его основных свобод?.. Мира, моя дочь, пошла в местную школу. Это даже не школа, а драмкружок какой-то...

Около тысячи человек - основная масса арабы, сомалийцы и иранцы. И практически одни мужики. Можете представить, в какие ситуации мне, женщине с ярко выраженным славянским типом внешности, приходилось там попадать...

В столовой нас кормили, как скотов. Плюс из железной многоразовой посуды (после случая с малярией как-то не очень приятно было есть из тарелок/ложек/вилок общего пользования). В меню - то макароны, то рис. Мясо дали только один или два раза. Ребенку такое выдержать практически невозможно. Очень многие, в том числе и я, посадили там желудки. У многих обострились хронические болезни. Достучаться до врача - из области фантастики. Нереально. Когда в столовой попросила молока для ребенка, сказали, что не положено. Мол, только до 6 лет. А в восемь лет, что, ребенку уже не нужно молоко?..»

- Ольга, вы сейчас опять в состоянии депортации, как я понимаю. Из Швеции.

- Миграционное управление сообщило, что в любой момент меня могут выслать. Причем я уже не просто человек, который просит политического убежища. Я вышла замуж здесь, родила ребенка от шведа. Я подала заявление на гражданство уже как мать гражданина Швеции. И все равно угрожают депортировать.

- Какова тогда будет судьба сына?

- В решении про ребенка ничего не сказано. Он не может быть объектом депортации из своей страны, потому что он швед. Кроме того, супруг категорически против того, чтобы я забрала его с собой.

Приходите завтра


Более-менее нормальным был третий лагерь, куда Ольга с дочерью приехали через какое-то время. Но и там им пришлось несладко.



Так выглядит один из лагерей для переселенцев.
Рай для арабов и сомалийцев.
Ад - для всех остальных. Фото: zamnoy.com.



Из статьи Ольги


«Дочка наконец-то пошла там в обычную школу. Школа отказалась оплачивать schoolbus - мол, платите из собственного кармана. Это неподъемная сумма. Пособие - мизер, а найти работу невозможно. Во-первых, нет разрешения. Во-вторых, мы в степи, в отрыве от цивилизации... Социальный работник сказал, что пусть, мол, ездит на велике в школу. А это несколько километров. Но дело даже не в этом. Велосипедная дорожка-то отсутствует! Получается, ребенок должен ездить по трассе вместе с машинами и прочими грузовиками. Естественно, предложение администрации я послала куда подальше. Хорошо, что познакомилась вовремя с местными поляками. Они каждое утро отвозили на машине своих детей в ту же школу - заодно и Мирку с собой прихватывали...

Несколько раз нам срочно нужна была медицинская помощь - отказали. Плюс заставили платить. Один сомалиец там просто умирал в приемной администрации, на моих глазах потерял сознание - «Скорая» отказалась ехать. Мол, пусть завтра приходит на прием.

Вырвать зуб - тоже из области фантастики. Нужно заплатить большую часть пособия. А потом жить на что целый месяц? Чем питаться?

У меня так вообще там было незавидное положение. Единственная девушка-славянка. Вокруг тысячи африканцев и афганцев. Охраны в лагере нет. Полная анархия. Никто ни за что не отвечает. А ближайшая полиция в случае чего - 40 км. После обеда в лагере из администрации уже никого нет. Только одни папуасы вокруг. Темнота жуткая. Никаких фонарей, элементарного освещения.

Мне постоянно били стекла в комнате. Ломали двери. Приставали. Унижали. Пытались купить, заплатить деньги. Был период, когда уже просто не выходила на улицу вообще. Миллионы раз разговаривала с местной администрацией по этому поводу. Просила защиты. Не для того я убежала в Норвегию, чтобы еще и здесь иметь дополнительные проблемы и преследования. Но меня никто даже и слушать не хотел. Приходил местный завхоз, вставлял новое стекло - и проблема исчерпана!

Съездила я и в местный филиал Amnesty International. Они вообще отказались мне помогать и даже не выслушали до конца...

Поняв, что здесь я приобрету еще больше проблем, чем имею, и что вообще в скором времени может дойти до какой-либо трагедии, что никакой помощи здесь ждать не приходится, я принимаю решение срочно уезжать в Швецию. Я добровольно останавливаю свою процедуру в Норвегии и покупаю билет в Гетеборг.

Знала бы я, что в Швеции меня ждал еще больший ад - ад в квадрате или кубе. Такого даже в триллерах, пожалуй, не видела...»

- Ольга, вы давно покинули пересыльный лагерь. И все равно проблемы не закончились?

-Речь просто об издевательском отношении, пренебрежительном. Никаких прав нет. Я не могу здесь пользоваться медициной, хотя замужем официально, не могу получать на ребенка декретные. Знаете, еще немного - и я начну думать, что у нас в Беларуси права человека больше соблюдаются. В частности, в отношении семейного законодательства, прав женщины и прав ребенка.

Когда мы переживали сложный период в семейных отношениях, местные социальные службы гарантировали мне и детям полную поддержку. Как оказалось, только на словах. Посреди зимы меня и детей выбросили из социального общежития прямо на улицу. Мол, оплачивать проживание больше не будем, идите куда хотите...

- У нас сейчас на слуху история с самоубийством в Голландии оппозиционера Александра Долматова. У меня ощущение, что он не выдержал столкновения с реалиями бюрократической машины...

- Скорее всего, так оно и есть. Если говорить искренне, и я на шаг от этого в последнее время тоже была. Дети удержали - у них же никого не останется. Кто, кроме меня. Настолько насмотрелась на все это, что понятно: надо обладать большим мужеством, чтобы тут не сломаться. Их (местных миграционных служб. - Прим. авт.) задача - как можно быстрее избавиться от таких, как я (желательно вообще депортировать), либо создать такие невыносимые условия проживания-содержания, чтобы человек сам оттуда сбежал. И, поверьте, очень многие так и поступали - собирали манатки и убегали. Потому что чувствовали, что уже находятся на грани: еще секунда - и повредятся рассудком, свихнутся, погибнут!..

P.S.Только что мы узнали, что в среду представители социальной службы Швеции совместно с несколькими сотрудниками шведской полиции отобрали у Ольги Класковской ее семимесячного сына (подданного шведской короны) и увезли ребенка в неизвестном направлении.

Александр Гришин
7 февраля 2013 г.
http://www.kp.ru

Лебедев Сергей 9 фев 13, 14:57
+35 29

"Августовский путч - 20 лет спустя"

http://rostend.su/images/site/sssr/avgust_1991_272.jpg
«Момент истины» - авторская программа журналиста Андрея Караулова, в которой известные писатели, артисты и другие деятели культуры и политики обсуждают злободневные для России темы. Распад СССР - "Августовский путч - 20 лет спустя".

Смотреть полностью..

Лебедев Сергей 1 дек 12, 08:35
+26 7

Лубянка против Пентагона

http://rostend.su/images/site/sssr/lubianka_pentagon_t_272.jpg
После официального окончания холодной войны на территории новой демократической России активность военных разведок стран НАТО ничуть не снизилась. По экспертным оценкам, среди иностранных спецслужб, действующих на российском направлении, в последнее время все более энергично проявляют себя разведывательные структуры Пентагона.

Читать полностью..

Лебедев Сергей 22 ноя 12, 11:18
+28 11
Показаны все темы: 8
Запомнить

Последние комментарии

Леонид Губанов
Сергей Дмитриев
Гарий Щерба
Пора давно уж надо братьса ПУТИНУ за Татарстан......!!!!!!!!
Гарий Щерба Раис Сулейманов: влияние Турции в Татарстане
Андрей Борсаков
andre
виталий полиэктов
Виктор ! Куда уж циничнее ! Все может изменится !
виталий полиэктов Иран: стратегия «экономики сопротивления»
Виктор Онегин
виталий полиэктов
Эдуард Филиппов
Игорь Костоглод